Найти тему
Заметки ЭКОшницы

Купила ребенку книжку «Теремок». Полное недоумение и большое желание посмотреть на тех, кто приложил к ней руку

Мой маленький сын очень любит книжки. Особенно книжки-гармошки с яркими картинками (потешки и сказки). В «Детском мире» есть такие издательства «РОСМЭН». Я еще давно, посмотрев на сайте магазина оформление и почитав отзывы, заказала пару книжек. И мне, и ребенку понравилось. Потом я постепенно скупила всю серию. Чтобы ребенок не обрадовался раньше времени, я книжки прячу в шкаф, а потом постепенно достаю и знакомлю с ними.

Вот такие наши любимые книжки. Некоторые в прямом смысле зачитаны "до дыр".
Вот такие наши любимые книжки. Некоторые в прямом смысле зачитаны "до дыр".

Когда я заказываю потешки, то сразу пробегаю глазами содержание, а вот со сказками вроде и так все понятно. Все мы с раннего детства их знаем наизусть. Вроде, никаких сюрпризов быть не должно. Ну, какие неожиданные сюжетные повороты можно ожидать от «Репки», «Курочки Рябы» и прочих сказок для самых маленьких? Однако мой недавний опыт в очередной раз показал, что нельзя быть такой самоуверенной.

На первый взгляд все очень мило.
На первый взгляд все очень мило.

Так вот, в один прекрасный день я решила, что ребенку пора познакомиться с «Теремком». Достаю я книжку, и пока иду с ней к ребенку, впервые ее открываю, и пробегаю глазами содержание. Все идет нормально, пока мои глаза не натыкаются на Медведя. Вернее даже не на Медведя, на его заднюю часть в красных штанах.

Вот так ребенок должен познакомиться с медведем.
Вот так ребенок должен познакомиться с медведем.

То есть, показывая ребенку этого зверя, я должна тыкать пальцев вот в ЭТО?! И ребенок должен уже сам как-то все домыслить. Ну, или принять то, что Медведь – это то самое, что он видит. То есть, у других зверей мордочки с глазками, носиками и прочее, а Медведь – это уже что-то особенное.

Ну, ладно. Если перелистнуть страницу, там Медведь уже в «натуральную» величину. Так что, можно сказать, что я придираюсь. Но! Меня напряг сам текст.

Вот так все простенько и без прелюдий. Не, ну а что церемониться-то? Сила есть - ума не надо.
Вот так все простенько и без прелюдий. Не, ну а что церемониться-то? Сила есть - ума не надо.

Нормально? И это для детей от 0 до 3х лет!!!

Ладно, листаю дальше. Может, Медведь после разгрома Теремка одумается, нравственно вырастет и примет активное участие в реконструкции? Я же помню, что так оно и было в моем детстве. Да и вообще, Теремок Медведь сломал не по злому умыслу, а просто из-за того, что не правильно оценил обстановку. После этого звери дружно построили новый большой Теремок, в котором Медведь тоже свободно разместился.

Ага, размечталась! На этом сказочке-то конец! Вот тебе раз! Смешно рассказывать, но я, наивная, еще повертела книжку, в надежде, что может, я ее как-то не так разложила и там еще будет оптимистичная концовка. Нет, это действительно была последняя страница.

А мораль тогда в чем? Понятно, что сказка – не басня, но мораль тоже должна присутствовать. Ребенок должен усвоить какие-то базовые понятия. В «Репке» главная мысль – взаимовыручка. «Курочка Ряба» учит не переживать из-за пустяков. С «Колобком» уже сложнее. Тут можно вообще дискутировать до бесконечности. С одной стороны, он трагически погиб, но с другой - сам виноват, так как зазнался и потерял бдительность.

На примере «Теремка» детей всегда учили дружбе, гостеприимству. Даже, в конце концов, модной нынче толерантности. Ведь звери не обиделись на неуклюжего Медведя, а вместе с ним выстроили новый просторный и красивый Теремок «лучше прежнего».

Кто-то продвинутый может мне возразить, что сказки существуют в разных изложениях и все такое. Не спорю. Я сама в студенческие годы изучала фольклор и знаю, что те сказки, которые мы читаем, сильно адаптированы для детей. На самом деле там часто все не так просто. Сказки вообще выдумывали не для того, чтоб детишек повеселить. Например, та же «Курочка Ряба» имеет более закрученный драматичный сюжет; «Красная Шапочка» вообще не для детей. Понятно, что и с «Теремком» все может быть достаточно кровожадно. Не спорю. Но это уже для знатоков и гурманов.

Здесь же специально указано на последней странице: «Для детей до 3 лет». Это определенная аудитория. Зачем детей с ранних лет учить торжеству жестокости, хамства и грубой физической силы?

Уже по мере взросления дети знакомятся с более сложными по накалу страстей сказками, в которых то кому-то голову отрубят, то сбросят со скалы, то в котле сварят. А сказки братьев Гримм? Это же вообще детективы! Мне их, помню, родители старались на ночь не читать, а то я засыпать боялась. Сказки были страшные, но захватывающие. До сих пор помню, как какой-то принцессе захлопнувшиеся металлические ворота отрезали пятку!

Понятно, что на примере «страшных» сказок ребенок учится познавать мир со всеми его опасностями. Это необходимо, это проверено веками. Я абсолютно не согласна с родителями, которые боятся читать уже подросшим детям сказки с кровожадными сюжетами из опасений, что ребенок получит психологическую травму и станет невротиком. Как раз наоборот. К тому же, маленькие детки – не такие уж и пугливые пупсики. Те еще любители пощекотать себе нервы! Даже если и боятся сказок, все равно с любопытством следят за сюжетом.

Но вернусь к «Теремку». Сильно он меня, конечно, расстроил. Вернее, не он, а те, кто участвовали в его создании. На задней обложке кого только нет: и ответственный редактор, и художественный, и технический! И, между прочим, все они женщины! Интересно, они сами своим детям ТАКОЕ читают? И их при этом ничего не смущает? Прям совсем-совсем?

Не ожидала я такого от проверенного уважаемого издательства. Теперь приходится самой из раза в раз дорассказывать ребенку сказку о том, как звери построили новый Теремок и стали там «дружно жить-поживать».

Подписывайтесь на мой канал, будем вместе обсуждать наши проблемы, поддерживать и радоваться друг за друга.

Лайки приветствуются.

Еще на тему книжек:

Первые книжки малыша. Как я по своему невежеству чуть не лишила сына потешек