У каждого популярного актера есть свой секрет популярности. Был он и у знаменитого советского актера Анатолия Папанова. Почему вдруг к нему почти после 20 лет игры в театре вдруг неожиданно пришла любовь зрителей и признание критиков? Те же критики говорили в 70-е годы, что ничто не способствует успеху так, как успех, поэтому и рос спрос на Папанова все больше год от года.
А ведь и сам Анатолий Дмитриевич не сразу поверил в широту своего таланта и возможностей. Когда режиссер Александр Столпер предложил актеру роль Серпилина в фильме «Живые и мертвые», тот сначала отказался, потому что считал себя комиком, а эта роль – драматическая.
Он действительно умел вызвать у зрителя самый разный смех: и простодушный, и саркастический. Но в тот раз Столпер дал ему прочитать сценарий и сказал, что смеяться в этот раз не придется.
Папанов во время изучения любого образа всегда искал какую-то индивидуальную деталь. Про Серпилина он прочитал в сценарии: «у него было длинное, лошадиное лицо, скрипучий голос».
Он позвонил режиссеру и стал расспрашивать про героя. В итоге – согласился сыграть. И после этого и зритель, и читатель, и сам Константин Симонов (по собственному признанию автора «Живых и мертвых) ассоциировали Серпилина именно с Анатолием Папановым.
Вот так Анатолий Дмитриевич, уцепившись за одну деталь в образе героя, делал этот образ, ярким, полноценным, запоминающимся.
В театр Папанов пришел в конце 1940-х годов после ГИТИСа, а в кино появился в начале 1960-х. На сцене ему понадобилось целых десять лет, чтобы завоевать сердца зрителей, а в кадре – всего четыре года и 14 ролей.
Сначала это была роль доктора Старцев в фильме Иосифа Хейфица «В городе С.», снятому по чеховской прозе. Тогда режиссер увидел в этом актере удивительную способность не просто перевоплощаться, но и умении передавать чеховские переливы внутреннего состояния героя.
Через несколько лет Папанов вновь сыграл у Хейфица, на этот раз в фильме «Плохой хороший человек», где его герой снова оказался создан Антоном Павловичем Чеховым. Образ доктора Самойленко получился еще более сложным и многогранным.
Он стал осваивать самые разные роли в кино: перестраховщик-редактор в фильме «Совершенно серьезно»,
Жуликоватый представитель сферы советского обслуживания в киноленте «Дайте жалобную книгу» и папа-подполковник в фильме «Берегись автомобиля». Он был очень убедителен в комедийных ролях, а это – очень непростое ремесло.
- Я не люблю плохо написанных ролей. Если внешность персонажа помогает мне увидеть его, то речевая характеристика, ее точность и выразительность внушают уверенность в том, что автор действительно видит и слышит своего героя, а не выдумал его на досуге, пользуясь приблизительными представлениями, - говорил Анатолий Папанов.
В его героях – дух времени, понимание жизни общества, авторское представление мысли и чувства. А началось разнообразие в его ролях все с того же Серпилина, который бы не вышел таким убедительным, если бы личный военный опыт Анатолия Папанова.
Подписаться на канал «КиноНытик»