Найти тему
Psychology today

Что на самом деле понимают дети о Covid?

Мы мало знаем о том, как дети понимают эту пандемию.

В начале марта 2020 года – да, кажется, что это было столетие назад — в большинстве мест первые блокировки прояснили пугающую реальность того, что вскоре будет объявлено всемирной пандемией. Катание на американских горках одной волны, за которой последовала передышка, за которой последовал еще один всплеск, оставило нас всех истощенными и опустошенными. Вакцины вселили надежды (по крайней мере, для большинства из нас), но вариант "Дельта" и призрак еще более смертоносных и заразных вариантов будущего снова разрушили эти надежды. Мы начали с того, что увидели, как самые пожилые и самые немощные умирают в домах престарелых. Затем, с успехом мер по смягчению последствий и, в конечном счете, вакцинации, риски перешли на молодых взрослых, которые не были вакцинированы. В то же время соблазн нормальности привел многих из нас, вакцинированных или нет, к отказу от таких мер, как маски и физическое дистанцирование. Как социальные существа, мы стремимся собраться в больших, плотно набитых толпах, чтобы поболеть за нашу команду, спеть вместе на рок-концерте или поднять наши голоса в унисон как общины. В опасно разделенном обществе каждый элемент кризиса общественного здравоохранения стал политизированным, что делает совместные согласованные усилия практически невозможными. Все чаще эксперты в области общественного здравоохранения предупреждают, что Covid может быть с нами в обозримом будущем—эндемичный, а не контролируемый пандемией, но все еще приносящий ежедневные жертвы.

Вызывает тревогу тот факт, что среди детей начали расти показатели инфицирования, тяжелых заболеваний, госпитализации и смертности. Лица в возрасте до 12 лет в настоящее время не имеют права на вакцинацию. Для детей старше 12 лет показатели вакцинации остаются упорно низкими. По состоянию на середину июля 2021 года только 25 процентов детей в возрасте 12-18 лет были полностью вакцинированы, что является самым низким показателем среди любой подходящей возрастной группы. В то же время наиболее эффективная мера по смягчению последствий—ношение хирургической маски—стала для многих политически токсичным символом. В результате педиатрические отделения интенсивной терапии заполняются до отказа, особенно в районах, где большинство подходящих подростков и взрослых не вакцинированы. Американская академия педиатрии призвала Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов одобрить разрешение на экстренное использование вакцин для детей в возрасте до 12 лет. Разговор Ковида сместился с “Дети на самом деле не болеют от Ковида, не волнуйтесь” на “Дети в опасности, и это серьезно”.

А теперь в эпоху Covid начинается еще один учебный год. Для родителей, воспитателей и членов семьи назойливый вопрос звучит так: “Насколько безопасно будет находиться мой ребенок в классе?” В более широком плане, по мере того как мы приближаемся к третьему году Covid, и конца этому не видно, мы сталкиваемся с тревожной мыслью: наши дети растут в мире Covid. Даже если мы сможем уберечь их от инфекций и болезней—большое "ЕСЛИ",—мы не сможем оградить их от большей реальности.

Как психологу, занимающемуся вопросами развития, мне интересно, что дети думают об этом новом, тревожном мире. У нас уже есть данные, документирующие повышенный уровень стресса в результате закрытия школ, недостаточного дистанционного обучения (где мало чему учатся), потери работы родителями и экономических неурядиц, не говоря уже о болезнях и смерти самого Ковида среди близких, соседей и знакомых. В то же время дети устойчивы и способны к адаптации. Мы слишком мало знаем о том, как дети понимают, что такое Ковид, как он распространяется и как его можно победить или, по крайней мере, сдержать. Более глубокие, более психологические вопросы остаются без ответа: как дети относятся к тому, что взрослые, особенно их воспитатели, делают, чтобы защитить их? Как дети представляют себе свое настоящее и будущее?

Понимание Covid

Хотя у нас мало эмпирических доказательств того, как дети разных возрастов и обстоятельств воспринимают то, что такое Covid, исследования, посвященные более широкому пониманию детьми инфекции, заражения и болезней, актуальны. Детям любопытно, от чего они болеют. Микробы и их передача через микроскопические капли невидимы. Это затрудняет детям понимание инфекционных заболеваний, особенно респираторных. Тем не менее, результаты исследования показывают, что даже маленькие дети дошкольного возраста более сообразительны, чем мы думаем. Например, в исследовании Рамана и Гельмана в 2005 году детей в возрасте 4-10 лет спрашивали о таких симптомах, как насморк, высокая температура, боль в горле и боль в животе. Большинство детей думали об этих симптомах как о чем-то, что вы можете “подхватить”, в отличие от постоянных симптомов, таких как “нельзя есть арахис”. Исследователи также спросили детей о новой болезни. Когда его описывали как временный, а не постоянный, большинство детей считали его заразным. Кроме того, это исследование показало, что большинство детей понимают, как могут распространяться инфекционные заболевания. Когда им представляли сценарии, такие как: “чихнул и закашлялся по всему другу", даже дошкольники отмечали это как способ "подхватить" болезнь. Безусловно, понимание заражения и передачи болезней с возрастом увеличивается, но даже маленькие дети понимают основы.

Эти результаты и другие подобные им предполагают, что дети могут понять основные механизмы инфекционных респираторных заболеваний. Следовательно, подразумевается, что они также, вероятно, легко понимают полезность мер, прерывающих способы передачи. Если вы можете "подхватить" новую болезнь, когда друг чихает и кашляет прямо на вас, то предотвращение этого с помощью маскировки, санитарии и дистанцирования также должно быть легко понято.

Существуют также обнадеживающие результаты предыдущих исследований, в которых оценивались мероприятия, направленные на то, чтобы помочь детям стать более активными в борьбе с распространением инфекционных заболеваний. Например, исследование, проведенное в 2013 году в рамках школьного вмешательства в Великобритании, показало, что оно привело к увеличению числа случаев мытья рук среди школьников. Чтобы сделать идею невидимых микробов более доступной, учителя использовали блеск, посыпанный на руки детей, и продемонстрировали, как мытье рук приводит к исчезновению блестящих "микробов".

Предыдущие исследования помогают нам понять представления детей о болезни, инфекции, микробах и заразе. Мы можем отслеживать, как дети обретают смысл с помощью концепций, известных как “наивная биология", и как постепенно, по мере развития и формального школьного образования, эти концепции все более приближаются к точным биологическим объяснениям. Однако понимание охватывает не только биологические факты. Дети переваривают, что это значит, что школа должна закрыться, что рабочие места родителей закрыты ставнями и что друзья не могут прийти в дом на ночевку. Дети сталкиваются с уменьшившимся миром, в котором такие места, как рестораны, кинотеатры, спортивные залы и даже парки, недоступны или, в лучшем случае, обсуждаются с трепетом. Родители, воспитатели и государственные служащие постоянно взвешивают постоянно меняющуюся информацию, чтобы определить, является ли место или деятельность безопасным или достаточно безопасным для риска. Понимание соотношения риска и выгоды в контексте неполной и динамично меняющейся информации приводит взрослых в оцепенение. Что это для подростков и детей младшего возраста? Как они думают о том, что, кто и где безопасно против опасно? Что происходит с детскими чувствами к исследованиям и приключениям в условиях, сдерживаемых Covid?

Нам также нужно больше исследований о том, как взрослые могут поддерживать эмоциональное, а не только концептуальное, понимание детьми всех аспектов Covid. Какие объяснения наиболее эффективны для того, чтобы помочь детям понять и справиться с ними? Что могут сделать учителя и школьный персонал, чтобы сделать школу Ковид менее напряженными более гостеприимным местом? Как мы можем построить близость, групповую сплоченность, потребность быть в "стаде", принимающем нас, в то время как мы с трудом пробираемся к стадному иммунитету (если мы когда-нибудь туда попадем)?

Пока мы ждем, пока исследования догонят этот быстро меняющийся и всепоглощающий Ковид-мир, давайте воспользуемся моментом, чтобы оценить стойкость и силу детей. В какой-нибудь будущий год они расскажут изменившемуся миру, каким было взросление ветеранов Ковида, как это было с детьми во время Великой депрессии или Второй мировой войны. Будем надеяться, что они вырастут в еще одно Величайшее Поколение, закаленное огнем пандемии, окрепшее по мере того, как они встречали ее угрозу.