Найти тему

2.4. Размещение и отбор товаров на складе. Принцип Парето

2.4. Размещение и отбор товаров на складе. Принцип Парето

Склад является наиболее общим элементом логистических цепей. Рационализация материальных потоков на нем - резерв повышения эффективности функционирования любого предприятия.

Задача определения приемлемого варианта размещения товаров на складе не является новой для торговли и системы материально-технического снабжения.

Разработаны различные алгоритмы, предлагающие решать эту задачу с помощью ЭВМ. Решение заключается в определении оптимальных мест хранения для каждой товарной группы.

Несмотря на очевидное достоинство, применение этих методов сдерживается необходимостью наличия на складах соответствующего программного обеспечения и вычислительной техники, а также специально подготовленного персонала.

При размещении товаров используется принцип: чаще спрос – ближе к проходу, когда товары ежедневного спроса хранятся близко к зоне отгрузки. Для реализации этого положения существует правило Парето: на 20 % товаров приходится 80 % продаж.

Рис. 21. Схема складирования с использованием правила Парето

ПРИМЕЧАНИЕ

Принцип Парето — эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето. В наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата». Для расчетов применяют ABCанализ, позволяющий классифицировать хранимые на складе запасы по степени их востребованности.

Различают три разновидности методов складирования:

  • единичное хранение – к каждой единице прямой доступ (крупные детали);
  • линейное расположение – этажерочное хранение – стеллажи;
  • блочное расположение – штабелированная колонка, ячейка.

Размещение – укладка поступивших на склад товаров на грузоместа хранения согласно принятой на складе системе размещения товара по технологическому принципу. C ним связано соблюдение сроков снабжения предприятия нужными товарами нужного количества и качества. Размещение влияет на величину складских запасов, поэтому и на затраты. Метод размещения товаров выбирают в зависимости от задач, назначения грузов, способа хранения, необходимости максимального использования объема склада, предохранения от повреждений, доступности ячейки для механизмов, быстрого нахождения товаров.

Способы размещения:

  • сортовой – товары различных сортов размещаются отдельно;
  • партионный – каждая партия хранится отдельно;
  • партионно-сортовой - каждая партия хранится отдельно, но внутри партии товары различных сортов и видов размещаются отдельно;
  • по наименованиям – товары каждого наименования хранятся отдельно.

Операции ручной отборки и подготовки товаров к отпуску являются на складах предприятий оптовой торговли наиболее трудоемкими. Стоимость рабочей силы на участке подборки может составлять до 50 % стоимости всей рабочей силы, используемой на складе. Хронометраж работы отборщика показывает, что его рабочее время в процентах распределяется приблизительно следующим образом:

  • отборка товара по заказу покупателей – 10 %;
  • вынужденный простой во время пополнения запаса в зоне отборки либо во время работы в этой зоне другого отборщика – 20 %;
  • работа с отборочными листами – 30 %;
  • перемещение между местами отборки – 40 %.

Актуальность задачи сокращения времени на перемещение очевидна. Ее решение заключается в выделении на складе зоны для хранения резервного запаса и зоны для хранения отбираемого запаса. Отбираемые запасы располагают на нижних ярусах стеллажей, т. е. в доступных для осуществления операции отборки местах.

Персонал, осуществляющий отборку товаров, и персонал, занимающийся пополнением запасов, работает в одной зоне - зоне хранения. Маршруты их движения не будут пересекаться, если:

  • пополнение резервного запаса и запаса участка комплектования осуществлять с разных сторон стеллажа. Следует, однако, учитывать, что снижая этим методом простой персонала, мы, с другой стороны, ухудшаем показатели использования емкости склада;
  • работу персонала, пополняющего запасы и занимающегося отборкой, развести по времени. Например, одна смена пополняет запасы, другая - занимается отборкой. Смещение по времени может составлять не целую смену, а лишь часть ее.

Применяются два метода отборки товаров:

  1. Индивидуальная отборка - это последовательное укомплектовывание отдельного заказа. При этом товар должен сразу укладываться в соответствующую тару и по окончании операции быть готовым к проверке и отправке.
  2. Комплексная отборка применяется, как правило, при выполнении небольших заказов. Отборщик, обходя зону отборки, изымает из мест хранения товары для нескольких заказов согласно сводному отборочному листу. При этом цепь операций по подборке отдельного заказа увеличивается, так как появляется дополнительная операция по превращению комплексной отборки в индивидуальную, однако общее число цепей сокращается. Здесь необходимо находить компромиссное решение в каждом конкретном случае. 
    При высокой оборачиваемости и широком ассортименте один заказ может одновременно подбираться несколькими отборщиками на разных участках зоны хранения отбираемого запаса. Впоследствии отобранные части соединяются в единый заказ.

Информация, которой должен располагать отборщик в процессе выполнения заказа:

  • где размещены товары;
  • сколько товара необходимо;
  • кому предназначен товар;
  • что делать, если отбираемый запас закончился;
  • что делать после отборки заказанного товара.

Передача информации отборщику может осуществляться различными средствами. Одним из современных направлений в складировании является использование голосовых команд для осуществления сборки заказов.

Своевременность передачи является необходимым условием высокой интенсивности проходящего через участок отборки материального потока.

Эффективность операций по подготовке товаров к отпуску можно характеризовать следующими показателями:

  • частота отборки, т. е. количество отобранных заказов в единицу времени;
  • пропускная способность участка отборки - количество сформированных грузовых единиц (контейнеров, ящиков, поддонов и т. п.) в единицу времени;
  • уровень обслуживания заказчиков;
  • случаи отсутствия запаса товара, включенного в отборочный лист.

Интересным решением является загрузка товара в автомобиль для доставки в виде комплексной отборки и превращение ее в индивидуальную в процессе выдачи товара из транспорта поставщика.

Кросс-докинг - это логистическая операция, при которой исключается этап хранения товара на складе. Товары от поставщиков поступают на склад, где прямо в зоне погрузки-выгрузки формируются заказы для каждого магазина, дистрибутора, и, как правило, в течение нескольких часов отгружаются.

Кросс-докинг является идеальной логистической операцией для таких типов товаров, как:

  • скоропортящиеся продукты питания;
  • товары с ярлыком или этикеткой, готовые к продаже;
  • товары большого спроса и массового потребления;
  • продукция для рекламных акций.