Во времена существования Архангельской губернии поморские земли простирались от Печоры до Мурмана. Эти земли управлялись вначале из Холмогор, а затем с XV века из Архангельска. Архангельский Север это историческая территория, которая охватывает всё пространство когда-то находящееся или ныне административно подчиняющееся Архангельску, как региональному центру. Именно с этих позиций рассматривается история рудных промыслов в Поморье. Надо заметить, что запасы меди, железа, свинца, цинка, серебра и золота не могли сравниться с запасами Сибири. Как только горнорудное дело было налажено на Урале и в Сибири, то о северных разработках забыли. Но до этого времени, северные месторождения были единственными в России и имели стратегическое значение. Из северной меди и железа отливали пушки для защиты и расширения земель Московского царства. Из северного серебра и золота стали чеканить первые монеты не из заморского, а из своего сырья. Об этой забытой истории и хочется вспомнить.
Исторические месторождения Архангельского Севера располагались в восточной и западной частях Архангельской губернии. Сейчас эти территории относятся к Мурманской области, Республика Карелия и Коми. Добыча и примитивная обработка металлов на этих землях начались ещё в доисторическую эпоху. Так в западной части Архангельского Севера со II века добывали медь в самородках, обрабатывая её путем холодной ковки. Эта древняя металлургия, вероятно, связана с появлением на Севере финно-угорского населения эпохи бронзы и дальнейшим развитием этих археологических культур. На востоке, в бассейне р. Печора, до прихода в эти места ненцев, жили племена сиртя (сихиртя), возможно финно-угорского происхождения. Сиртя владели бронзовой металлургией. Таким образом, о нахождении медных руд на Севере знали ещё древние племена. С приходом древнерусского населения в Поморье большое значение приобрело железо из болотной руды, а с 15 столетия и медь. Только с 18 века промысел железных, медных и серебряных руд приобретает на короткий срок промышленный характер.
Медь.
Первые медные рудники стали осваивать в конце 15 века на реке Цильма (д. Нонбург Республика Коми)в бассейне р. Печоры. К этому времени царь Иван III Васильевич присоединил к Москве новгородские земли Русского Севера. Царю Ивану Васильевичу были очень необходимы пушки для обороны Московского царства и для его укрупнения – процесса возвращения русских земель под централизованную власть. Для этого нужна была медь для отливки пушек и серебро для ведения военных действий. Помочь в этом могло только открытие своих медных и серебряных месторождений. В 1490 году из священной Римской империи был выписаны специалисты по горному делу, которых на Руси прозвали Иваном и Виктором. В марте 1491 года на Цильму была отправлена экспедиция на поиски медных и серебряных руд. Поисковый отряд возглавили дети боярские Андрей Петров и Василий Иванов сын Болтина. Экспедиция обнаружила залежи меди и немного серебра. С 1492 года на Цильме появляются итальянские горные мастера и 240 рудокопов набранных из местного населения Европейского Севера России. В 1496 году там уже действовали медные рудники и печки для плавки металлов. Цилемские рудники оказались бедны рудами и по прошествии нескольких лет работа там прекратилась. В 17 веке проводились попытки возобновить добычу и обработку меди. К концу столетия месторождение было окончательно заброшено. Месторождение на Цильме было бедным, но это было первая русская промышленная медь России. Первая геологическая разведка и первая металлургическая промышленность.
В начале 18 века месторождения меди были обнаружены на Кольском полуострове в низовьях реки Поной (Кольский уезд Архангелогородской губернии). В середине половине 30 годов XVIII века архангельские рудознатцы Мырцов и Ерофеев у урочища Три Острова у речки Русенихи нашли залежи медных руд. В 1736 году месторождение посетил начальник казённых горных заводов саксонец барон Курт Александр фон Шемберг. По его ходатайству оно отошло в казну, а в 1739 году передано под его управление с субсидией в 50000 рублей для «учреждения горной компании» и приписаны несколько сотен местных крестьян для работы на рудниках. На месторождение был возведен заводской комплекс. Объект состоял из толчеи с водяным колесом, промывальной, ворота для перемещения грузов, кузницы, 2 лабораторий, более 20 рудничных ям, 11 жилых помещений, 3 казарм, пивоварни и ряд других зданий и подсобных помещений. Комплекс по обработке медной руды получил название Лапландские заводы т.к. они находились в земле лопарей Лапландии (Кольский полуостров). Кроме этого часть руды отправляли в Архангельск на Шаховский медеплавильный завод (д. Валдушки под Архангельском). За три года к 1742 году на Лапландских заводах переработали 120 тонн руды и выплавили 2073 кг меди. К сожалению из-за сурового климата добыча меди оказалась нерентабельной. Лапландская медь обходилась в 343 рубля за пуд, в то время как уральская медь стоила всего около 5 рублей пуд. 7 апреля 1742 года Елизаветы I издала указ: «Лапландские заводы и сальные промыслы от барона Шемберга отобрать и отдать в вольное содержание надежным людям». Сам Шемберг был обвинен в казнокрадстве и выдворен из страны. Желающих возобновить работы на Русихинском месторождение не нашлось и в 1744 г. заводы были закрыты. От рудников сохранились только затопленные ямы.
Железо.
Север Карелии богат болотной железной рудой. Эта территория (в 19 веке это Кемский уезд Архангельской губернии) являлась вотчиной Соловецкого монастыря. Местное население уже в XVI веке занималось промыслом добычи железной руды. Основную часть руды сдавали мастерам Соловецкого монастыря. На реке Пяле были устроены монастырские железоплавильные печи, завод получил название Железная пустынь. Переработанное железо поставлялось в Сумской острог и в Соловецкую обитель. Через Соловецкий монастырь листы железа - «полицы» уходили в Холмогоры, Каргополь и в Белозерск. Уже с этих городов железные изделия поступали на рынок. Местное население карелы и поморы по весне выходили на болота и при помощи кола нащупывали бурый железняк, который потом доставали вручную. На плавильном заводе руду сушили и переплавляли. Металл шел на изготовление орудий труда, цренов для выпаривания соли, а также для изготовления оружия. До XVIII века карельская болотная руда была основным источником железа на Руси. Болотная железная руда и медь Карелии были главным сырьем для петровских Олонецких горных заводов, действовавших во второй половине XVII — начале XX веков.
Серебро.
Как уже говорилось выше первое серебро на Руси промысловым способом стали добывать на Цилемских рудниках на Печоре (Мезенский уезд 18 века, Печорский уезд 19 века Архангельской губернии). Месторождения меди, где находили серебро, были очень бедны. Вероятно, добыча серебра там была незначительной. Хотя в те времена в Московском царстве совсем не было ни своей меди, ни серебра. Более значимое серебряное месторождение было обнаружено на острове Медвежий в Порьей губе Кандалакшского залива Белого моря (Кольский уезд Архангелогородской губернии, в 19 веке Кемский уезд Архангельской губернии). Это был первый серебряный рудник России. Само месторождение серебра имеет более древнюю историю.
В 17 веке на Терском берегу Кольского полуострова находились вотчины Кирилло-Белозерского монастыря. Через монастырь слух о беломорском серебре дошел до Москвы. В 1669 году по царской грамоте белозерский дворянин Петр Моложенинов провел расследование о расположении серебряных руд в Беломорье. Ему удалось выяснить монастырского серебряных дел мастера Еремея Попова, что монастырской вотчины д. Умбы было доставлено в обитель 13 фунтов серебра в виде криц – слитки неправильной формы. Серебро пошло на изготовление крестов, чаш и другой богослужебной утвари. Найти залежи самородного серебра, несмотря на проведенные экспедиции в 1671, 1673, 1676, 1680 годах, не удалось.
В 1732 году архангельские рудознатцы Федор Прядунов, Егор Собинский и Федор Чирков решили попытать счастье на Медвежьем острове. Отец Егора Собинского знал секрет серебряных руд и рассказал об этом сыну. Благодаря этим сведениям, компаньонам удалось найти серебро там, где его уже искали многократно. Экземпляры медвежьеостровского самородного серебра было доставлено на исследование М. Ломоносову, для включения его в каталог минералов. В феврале 1733 года Императрица Анна Иоанновна приняла архангельских рудознатцев в Санкт-Петербурге и пожаловала по 3000 рублей каждому для продолжения поисков новых руд. На Медвежьем острове был устроен рудник с тремя шахтами — «Орел», «Надежда» и «Дай Бог счастья». Но вскоре рудник был передан под управление уже упомянутого генерал-берг-директора барона Шемберга. Для разработок руд были привезены специалисты и рабочие с Олонецких заводов. «С 16 августа 1734 г. по январь 1735 г. здесь было добыто 35 пудов 31 фунт серебра; с января по июнь 1735 г. — 10 пудов 30 фунтов серебра и 28 пудов 20 фунтов руды; с июня 1735 г. по январь 1736 г. — 16 пудов серебра и 100 пудов руды. Еще 15 января 1739 года в докладе с Медвежьего острова сообщалось о новых небольших находках самородного серебра, однако уже в феврале 1742 г. была объявлено, что месторождение на Медвежьем острове выработано. Известно, что в 1745 — 1761 гг. периодически остатки серебряных руд с Медвежьего острова переплавлялись на Петровских и Кончезерских заводах. Последние сведения о серебряных рудах Медвежьего острова относятся к 1880 — 1883 гг., когда компания Фиксена добыла 2100 пудов руды. После этого рудники снова отошли в казну, и о добыче руды сведений больше не имеется » (Максимов М.М. Очерк о серебре)
Из серебра с Медвежьего острова Белого моря были отчеканены серебряные рубли из отечественного металла. Все деньги до этих пор перечеканивали из заморских монет. Рубль Анны Иоанновны был отчеканен штемпелями работы Гедлингера в 1736 году в малом количестве – всего 2671 экземпляров. Этот рубль является редкостью и высоко цениться нумизматами. Всё-таки, это первые полностью русские деньги. Экземпляры самородкового серебра с Медвежьего острова, в виде штуфов хранятся в Минералогическом музее Академии наук.
Золото.
Золотоносная руда в Архангельской губернии была обнаружена в Кемском уезде. Это был первый в России золотоносный рудник. К этому времени уже извлекали золота из серебряных руд, но полноценного рудника не было. Воицкий рудник был открыт на правом берегу реки Нижний Выг, на полуострове Марфин Наволок. Месторождение обнаружил в 1737 году местный крестьянин Тарас Антонов, который добыл несколько кусков руды. Золота было там немного и его было трудно добывать. Шахты постоянно затапливались. Воицкую медную и золотую руду разрабатывали с перерывами до конца столетия. За время его существования там было добыто 106 тонн меди и 74 килограмма золота. то не единственное месторождения золота на Архангельском Севере. В 70 годах XX века советские геологи обнаружили в пробах наличие золота из Онежского района Архангельской области. По данным исследований золото содержится от 4 до 20 грамм в тонне золото-кварцево-сульфидной жиле. Так же существует мнение, что о наличии золота в низовьях реки Онеги могли знать монахи Кожеозерского монастыря. В 17 – начале 18 века Кожеозерская обитель имела большие владения в Поонежье. Возможно крестьяне, приписанные к монастырю, намывали незначительное количество благородного металла для нужд обители. При разгроме обители в начале XX века там была изъята церковная утварь из золота. Насколько эта версия правдива – неизвестно.
Всё, что добывали на Севере в XVI -XVIII веках не может идти в сравнение с объемом рудного промысла последующих столетий. Это немного, но с малого начиналась история металлургии в России.
Источники:
Бахрушин С. В. Научные труды. Т. 1. М., 1952. С. 68
Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время: исторический-краеведческий словарь. - Мурманск, - 2001г.
Максимов М.М. Очерк о серебре. Изд.: Недра, - Москва, - 1981 г.
Максимов М.М. Очерк о золоте. Изд.: Недра, - Москва, - 1988 г., 112 стр.
Понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера