Найти в Дзене
Think about ...

Кто такие "удобные люди" и с чем их едят?

В 6 месяцев, когда вы умели только сидеть и кричать, мама дает вам соску, когда вы в очередной раз заходитесь в крике. Кормить вас сейчас никто не будет, ведь есть четкое расписание, а если вы от него отклоняетесь, то с вами "что-то не так". Вы замолкаете, и маме впервые становится удобно.

В 4 года, когда вы носитесь по квартире, перепрыгивая с одной игрушки на другую, на вас впервые кричит бабушка. Потому что бегать нельзя, можно упасть, удариться и вообще это шумно и нервирует. И вы усаживаетесь около одной из игрушек. Теперь бабушке не нужно бегать за вами и следить. "Послушный ребенок!"

В 6 лет вас отдают в школу. И внезапно к "нельзя кричать и бегать" прибавляется "нужно тянуть руку, если хочешь что-то сказать", "сидеть за партой нужно ровно" и еще 1000 и 1 правило.

Как и в самый первый раз, мы не понимаем зачем нам все это нужно, почему нельзя что-то сделать, а самое главное почему бы нас собственно просто ни накормить?

Ответа два: 1 - потому что удобно, 2 - потому что неудобно.

В каждой из этих ситуаций нам стачивают углы, адаптируя под других людей - делают более удобными. И в принципе, ничего плохого в том, что нас учат неким правилам, по которым взаимодействуют люди в социуме - нет. Проблемы начинаются, когда правил становится слишком много, а за малейшее отступление от шаблона начинают наказывать, а не рассказывать о последствиях, давая информацию к размышлению.

Казалось бы, каждый из нас слышал, что угодить всем не представляется возможным, но тогда почему мы все еще стараемся это сделать?

Дело в том, что в нас с давних времен заложен страх отличаться от других людей. В древности "индивидуальность" грозила бы нам смертью, если не от рук сородичей, то от когтей тигра - точно. Но сегодня, когда за углом не кроется опасность в виде льва или мамонта, мы все еще стараемся получать одобрение окружающих, чтобы знать, что с нами все в порядке: мы поступаем правильно, нас понимают, любят и принимают.

Правда, не такими, какие мы есть, а такими, какими, мы стараемся быть для друзей, коллег, родственников.

На вопрос почему же мы так стараемся стать кем-то другим и скрыть свою личину, я вижу только один ответ: мы не любим себя настоящих, потому что когда-то нас настоящих не любили другие. Например, мама, которой был нужен не просто ребенок, а удобный ребенок, который просил есть не тогда, когда он голоден, а тогда, когда ей удобно его покормить. Или учительница, которая может и любила работать с детьми, но не хотела тратить силы на обсуждение их идей, а потому сказала молчать.

Когда-то нам ясно дали понять, что проявлять себя тогда и так, как тебе этого хочется - плохая идея, а потому сейчас мы запираем себя на все внутренние замки, раскрываясь разве что в кабинете психолога.

Когда я пришла к своему психотерапевту, то первым, что я осознала, стал тот факт, что я не виновата. Моей вины не было ни в чужих несбывшихся ожиданиях, ни в чужой лени и нежелании работать. Я вела себя как абсолютно нормальный человек, который имеет потребности и жаждет их удовлетворить. Все это время проблема была в системе, по которой сейчас функционирует наш быт, в системе, которая не готова слушать, но способна навязывать и затыкать.

Что с этим делать?

Совет, который в свое время дал мне один очень мудрый человек, я расскажу вам. "Выстраивай свою систему ценностей и ориентируйся на нее, когда появляется вопрос: "Нужно ли мне делать то, что кто-то другой считает правильным?" Иначе, ты рискуешь прожить жизнь, которая не запомнится даже тебе, не то что окружающим!"

-2

Конечно, в заключении стоило бы сказать такое приевшееся "любите себя", но я, понимая, как это порой сложно (особенно, если вас, как и меня, растили удобным ребенком), скажу лишь: уважайте свои желания и свои понятия о "хорошо" и "плохо", и не меняйте себя для того, чтобы угодить другим.