В 3 главе Евангелия от Иоанна Богослова сказано:
Ибо не послал Бог Сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через него. Верующий в него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына божия.
Тот, кто верует и крестится, спасен будет, а кто не верует – осужден будет.
Неверие в Сына божия ведет к посмертному, вечному осуждению человека. Что это за бытие в состоянии осуждения нам не открыто. О рае и аде мы знаем очень мало. Если человек в сердце не впустил Христа, то он не сможет быть с Ним и там. Самая страшная мука именно в этом.
У Иоанна златоуста есть такие слова:
Страшнее всякой муки видеть кроткий лик Христа, навсегда отворачивающийся от тебя.
Там нет ничего телесного. Там нечем заменить то, что ценно нам в этой жизни: нельзя отвлечься на еду, развлечения, работу, супружество, заботу. Тела нет! Если вы не признавали бытие Божье, то не сможете находиться рядом с Ним, потому что это будет невыносимо для вас.
Есть анекдот, который очень точно описывает данную ситуацию:
Умер атеист и апостол Петр спрашивает у Господа, как с ним поступить, а Он отвечает: «Скажи ему, что Меня нет».
Если жили вы без Бога на Земле, будете жить без него и там. И пусть атеисты не ерничают: жить без Бога на Земле и в другой жизни – это совершенно разные вещи. Это не выносимо. Есть такой поэтический образ из жития Макария великого, который точно показывает загробную участь неверующего.
Однажды Макарий увидел череп человека и стал о нем молиться и вопрошать кто перед ним. Это оказался языческий жрец. Он рассказал, что он и подобные ему связаны, не видят Господа и расположены спинами друг к другу. И мука их состоит в том, что они не видят никого. Но когда за них молятся, они поворачиваются друг к другу и это великое утешение.
Это разделение от Господа – источника жизни в загробных отношениях с другими людьми реализуется в этом окончательном разрыве. Для не христианина – это и есть ад.
Протоиерей Феодор Бородин