НЛП практикум.
В своем младенчестве НЛП считало, что есть определенные ментальные модели, которые можно выделить у успешных людей, привить их лузерам, и последние тоже станут успешными, богатыми, знаменитыми, сексуальными. Иногда это даже работает.
На днях был на встрече с Алексеем Ивановым, и мне удалось ухватить некоторые ментальные модели, свойственные великому русскому писателю.
Он сейчас пишет роман про Кенигсберг 45 года. Сюжет привязан к географической местности. Каждый желающий может приехать и увидеть своими глазами физическое пространство развертывания сюжета. Он упомянул такую деталь (цитирую по памяти): “У меня есть герой, поляк. Для того чтобы понять как он мыслит, что им движет, я прочитал всё, что касается истории Польши этого периода. Ничего из этих материалов не войдет в текст”. Я так прикидываю, для написания исторического произведения Иванов перерабатывает как минимум в сто раз больший объем информации чем конечный текст.
Был вопрос из зала, что значит профессия писатель? (Примерно воспроизвожу ответ) “Это определенное видение мира. Журналист видит мир как поток новостей, о которых надо рассказать, фотограф как потенциальную фактуру для снимков, вор как огромный карман, в который хотелось бы залезть. А писатель видит мир как сюжеты, которые хочется раскрыть и которыми хочется поделиться.”. То есть, писателю мир предстает в виде переплетенных историй и сюжетов.
Великий русский писатель видит то, что есть и не видит то, чего нет. Иванов в своих произведениях с удовольствием обращается к магии и мистике, но при этом сам ни на йоту не подвержен магическому мышлению. У него спросили про звездные крепости, и он объяснил, что они никак не связаны с энергетикой. Это просто школа фортификации, у которой есть конкретный автор, и страны, внедряющие артиллерию, автоматически переходили на эту школу фортификации. Поэтому звездные крепости распространены по всему миру.
Я не был еще на творческом вечере другого великого русского писателя, Пелевина, но уверен, что он тоже весьма адекватный человек, хотя его произведения и состоят из транса чуть более чем полностью. Просто Иванов чаще обращается к истории, а Пелевин пишет настоящее время и тенденции, и его метод подходит к задаче как нельзя лучше. Какое время, такие и методы. Пелевин - крепкий писатель реалист. Трудно описать происходящее вокруг и внутри нас более точно, чем это делает Виктор Олегович.
Великий русский писатель поднимает вопросы. (опять слова Иванова, как помню). “Достоевский не просто описывает приключения и переживания отдельного Раскольникова, а ставит значимый для каждого экзистенциальный вопрос, тварь я дрожащая или право имею. Но в данный момент времени его произведение воспринимается как описание частной истории отдельного человека”. Кстати, если уж совсем переходить к конкретике, слово “достоевский” время от времени звучит в устах всех великих писателей. Непонятно как без этого обходился сам Достоевский и его предшественники.
Алексей Иванов четко понимает текущую реальность и принимает её профессиональные вызовы, а они связаны с тем, что у современника мало времени на обычное чтение, но он может найти его для аудио книг или аудио сериалов. Профессиональный задача современного автора - уметь адаптировать текст к такому формату.
Анонимность интернета сняла ответственность с говорящего и пишущего, и эта безответственность дрейфует в оффлайн пространство. Но великий русский писатель должен оставаться лингво ответственным. Отвечать за каждое свое слово.
Ведущая мероприятия упомянула, что недавно у писателя было интервью у Дудя. И спросила как это было. Иванов подчеркнул, что Дудь прекрасно подготовился к интервью и еще, что это очень свободный человек. Вообще, тема свободы оказалась очень значимой для Алексея Викторовича. Он сказал, что свобода совершенно необходима для его реализации. Для него важно, что он никому ничем не обязан, может если надо поссориться с кем угодно и отказаться от чего угодно. Мера его свободы помогает ему больше зарабатывать. Беда России в том, что в отличии от Европы, где свобода человеку помогает зарабатывать и вообще хорошо жить, здесь это далеко не так. Причем проблема далеко не нова. Еще Достоевский (опять он!) сказал что главный русский вопрос “Кому отдать свою свободу”.
Великий русский писатель следит за тенденциями развития литературы, и как адекватный человек, он понимает, что тенденции создаются на Западе, а не в России. Это никак не связано с талантом авторов. Просто современная культура прежде всего визуальна, а лидерство в создании визуальной составляющей современной культуры принадлежит именно Западу. В качестве одного из создателей литературных трендов Иванов упомянул Дэна Симмонса. А я говорил - читайте этого автора!
Итак, подытожим. Обнаружены следующие модели, свойственные великому русскому писателю.
1. Доскональное изучение материала.
2. Видение мира, как совокупности сюжетов и историй.
3. Поднятие общезначимых тем и вопросов.
4. Лингво ответственность.
5. Адекватность. Видеть то, что есть и не видеть того, чего нет.
6. Достоевский.
7. Готовность принимать вызовы времени, адаптировать текст к удобному читателю формату.
8. Максимальная свобода.
9. Отслеживание текущих литературных тенденций.
Если вы не планируете становиться великим писателем, а хотите просто зарабатывать этим деньги, то большая часть пунктов не обязательна.
Труднее всего воспроизвести настройку восприятия мира, как множества сюжетов и историй. Если это удалось, то для зарабатывания денег писательством уже достаточно. Уже потом можно добавлять умение адаптировать текст под удобные форматы и понимание литературных тенденций. Остальные пункты - по желанию, доход точно не повысят, а могут и снизить, как например пункты 1, 6, 8.