Найти в Дзене
Обо всем с интересом

Как я занимался профессиональным туризмом

После семи с лишним лет работы в одной известной авиакомпании я пришел к тому, что пора заниматься чем-то своим, благо, что в конце 90-х годов государство и ФСБ справились со страшным бичом предпринимательства – бандитами.

То есть, нам тогда казалось, что если к тебе не приезжают на джипе парни в кожаных куртках за данью, то проблема решена. Нет, «дань» нужно было и дальше платить, но представителям силовых структур. И по-прежнему, неплательщики дани работать не могли.

Итак, за семь лет, я заработал прилично денег. Тогда при удачном положении дел, путем ввоза в Россию импортных товаров, можно было сколотить состояние. А я это делал без пошлин и без налогов.

Казалось, что денег столько, что можно горы свернуть. Боги мои, как же я ошибался. Не успев даже начать заниматься настоящим бизнесом, я понял, что деньги здесь нужны не большие, а очень большие.

Благодаря неким связям у меня было три пути – фармацевтика, модный ритейл и туризм. Я выбрал последнее. Облетев почти весь мир, мне этот бизнес казался более знакомым. Казался!

Не буду морочить вам голову организацией юридического лица, хотя тогда все организационные процессы было сложнее реализовать. Я снял небольшой офис на Покровском бульваре д. 3. Ко мне пришла моя знакомая из ТЕЗ-Тур с приличной клиентской базой и связями в Египте и на Кипре, и мы начали работать.

Бизнес-процессы в туризме довольно просты – конечному клиенту надо продать «пакет» включающий перелет, мед. страховку, трансфер, отель и экскурсии. Большую часть пакета (трансфер, отель и экскурсии) формировали наши контакты у принимающей стороны.

Принимающей стороне от тебя нужны были только туристы – со своей стороны они у себя делали все – встречали в аэропорту, довозили до отеля и расселяли в нем. Нам нужно было найти туриста, продать ему медицинскую страховку, посадить его на самолет и сообщить принимающей стороне его данные.

Вернемся к офису. Кроме Иры из TEZ я взял девушку Свету с неоконченным высшим юридическим образованием. Кроме своих обязанностей менеджера по туризму она нам от руки писала договоры, к которым невозможно было докопаться ни при каких обстоятельствах.

Напомню, что это был 1997 год и весь деловой мир еще как-то обходился без интернета. Да что и говорить, у нас и ПК был один и он был у меня. В основном все делали от руки. Коммуникация с партнерами по телефону. Да, дорого.

Основной боевой офисной машиной был факс. Посредством факса отправляли и получали счета, рассылали бизнес-предложения, а по ночам получали спам. За ночь полностью расходовался моток факсимильной бумаги. Полезной информации оттуда было не более пяти процентов.

Через полгода я купил факс-модем и наладил эту работу в безбумажном формате.

Надо понимать, что клиент даже если он и есть, не путешествует как хлеб покупает, а приходит к тебе максимум три раза в год. Поэтому помимо клиентской базы, которую спи*дила в и притащила Ира, нужно было как-то развивать и свою базу.

Надеяться на своих коллег из Аэрофлота я не мог, им этот туризм в принципе был не нужен. Так что выход был один – реклама в СМИ, и реклама в БЦ, в котором у нас был офис.

Наш бизнес-центр располагался в добротном здании бывших Покровских казарм постройки конца XVIII века с подъездной лестницей. Собственно, это здание до сих пор живо. Вот на этой лестнице я и разместил рекламный баннер на распорке из металлической арматуры. А чтобы не спиздили я прикрепил его на цепь. Я был первым с таким бесплатным рекламным маневром. Буквально через две недели лестница была заставлена такими же металлическими растопырками и там кто во что горазд.

Длилось это не долго. Ровно до тех пор, пока владельцы БЦ не запретили этот рекламный беспредел. Но цель была достигнута! Теперь все в БЦ узнали, что в офисе 203 на втором этаже есть туристическое агентство.

Далее нужно было привлекать туристов «с улицы» и тут лучше газеты «Экстра-М» справится не мог никто. Маленький со спичечный коробок рекламный блок, который терялся среди прочей рекламной пестроты, стоил 100 $ в месяц. То есть газета выходила один раз в неделю и тебя печатали в ней четыре раза.

Экстра-М давала двадцать звонков в час и три клиента в день. В отличие от глянцевого журнала «Вояж» с рекламным блоком за 600$, эта рекламная газетенка давала несравнимо больше пользы. Скажу так, сраный «Вояж» не давал ровным счетом ничего.

Мелкое турагентство на рынке того времени могло достойно существовать только делая весь спектр услуг самостоятельно. Можно было сидеть на комиссии от продаж готовых блоков крупных агентств, но этим много денег было не сделать. Роль посредника для лузера.

К тому времени в Москву пришли многие крупные иностранные туроператоры и продавали туры сами. Это испанский «Sol», греческий «Зевс-Тревел», турецкая «Тройка» и многие другие. Работать с ними напрямую было легко и просто, но опять же большой прибыли это не давало.

Крупные туроператоры часто устраивали рекламные туры для турагентов на продаваемые ими курорты. Оплатить нужно было только проживание и перелет по самому низкому тарифу. Далее, принимающая сторона устраивала группе показ отелей, которые нужно было продавать клиенту.

Поездка в такой рекламный тур не была развлечением, это тяжелая работа, которая, впрочем, сопровождалась недурным времяпровождением. Была возможность пообщаться с коллегами по бизнесу, найти себе комиссионера и кого-нибудь трахнуть.

В рамках рекламных туров я ездил в Египет, Хорватию и на Кипр. Также по другим направлениям я отправлял Иру или Свету. Несмотря ни на что, рекламный тур был как маленький отпуск, из которого ты привозил связи, опыт и воспоминания.

Об уплате каких-либо налогов в то время речи не шло. Мало кто знает, но до 2002 года в РФ и налогового кодекса толком не было, не говоря уже о зарплатных налогах. Не было вообще такого понятия как «белая» зарплата. Была просто зарплата, которая выплачивалась из сейфа наличными.

Вся бухгалтерия сводилась к подаче нулевых деклараций, а требование правительства о сдаче ежедневной выручки в банк успешно игнорировалось. За все время моей деятельности в туризме я ни уплатил ни одной копейки налогов. Но напомню, что все «налоги» забирали силовики, причем, деньги в конверте возили им мы сами. Не скажу, что это была непосильная сумма, сумма была вполне терпимой где-то на уровне месячной зарплаты менеджера.

Расчеты с иностранными партнерами производились путем нелегальных банковских структур коих в то время была тьма. Перевод стоил копейки, когда как официально это было сделать почти невозможно – нужно было иметь контракт с иностранным партнером, открыть счет в валюте того государства и многое другое.

В страшные 90-е годы практически во всех областях, где были деньги, крутились мошенники. Помню, как поздно вечером, я уже был в офисе один, заваливает и протягивает свою визитку Светлана Григорис. Начинает пугать, что скоро весь туристический бизнес сертифицируют и далеко не каждый сможет выполнить все необходимые для сертификации требования. Просила за «помощь» 6000 долларов. Ушла ни с чем.

Большой удачей для туроператора было иметь возможность выкупить «блок мест» и затем их продавать в пакете. Блок мест это некое количество мест на чартерном рейсе на какую-то определённую дату. Цена на блоки зависела от спроса, а спрос от дат. Крупные туроператоры выкупали блоки целыми самолетами.

Блоки были довольно распространенным инструментом мошенников. Мошенники даже проникали в рекламные туры, располагали к себе людей и после пытались продать «блоки», используя для этого конечно же предложения на новогодние даты или другие даты с высоким спросом.

В пирамиде потребностей человека туризм стоит далеко не на первом месте и, оглядываясь назад, я жалею, что не занялся фармацевтикой. Впрочем, тут же успокаиваю себя, что нельзя было заниматься тем, в чем ничего не понимаешь.

Итак, туристический бизнес очень неустойчив к любому кризису, будь то политический или экономический. За мою недолгую работу в туризме я столкнулся и с тем, и с другим. В 1997 году в Египте произошел очередной государственный переворот и как следствие турпоток остановился насовсем.

И это самый херовый форс-мажор! Египет тебе деньги не возвращает, потому что у них есть форс-мажор, а ты своим клиентам вернуть все должен, потому что у нас в стране форс-мажора нет. И только благодаря грамотно составленным Светой договорам, я мог растянуть процесс возврата на долгие месяцы.

Тогда, в октябре 1997 года, во время египетского переворота в Москву приехал Халед Ибрагим, он собрал всех нас, своих туроператоров, в бизнес-зале гостиницы «Россия» в Зарядье и мы долго обсуждали методы привлечения туристов в этот сложный политический момент.

Хотя, что там было обсуждать – скидывай цены и продавай. Он хотел, чтобы и мы скинули цены и работали за бесплатно. Разумеется, этого не произошло.

Через три-четыре месяца после начала работы мы отправляли туристов не только в уже избитые Египет, Турцию и Кипр. Благодаря моим связям с элитным клубом «Билайн» ко мне часто обращались индивидуальные туристы. Помимо туров мы делали загранпаспорта и помогали в оформлении виз.

Индивидуалов мы отправляли в США, Доминикану, Израиль и другие страны. Мы довольно быстро раскрутились и даже уже планировали разместить рекламу агентства на троллейбусном маршруте № 840. Маршрут «Б» по Садовому мы не тянули.

Из самый интересных индивидуалов запомнились несколько. Один пенсионер, который «чтобы только бабка не знала» улетел Люфтганзой на Доминиканские острова, предварительно разузнав у меня есть ли там девки.

Помню двух старых евреек, которые полетели на Сардинию с одним условием чтобы номер в отеле был без кафельного пола. А в прибрежных отелях такое в принципе невозможно, а надо было в прибрежном, но без кафеля.

И еще был один «фрукт», которому нужен был номер в отеле в Нью-Йорке с видом на лес, но не Хилтон. Все они летели не туда куда они хотели, а туда куда мы могли их отправить. А знаете почему? Потому что мы, мать их, не волшебники.

Завершу рассказ на грустной ноте. Совокупность трех факторов, а именно - августовский кризис, финансовые потери с блоками на новый год и девальвация выбили туристический бизнес, и нас в частности, на обочину.

К концу 98-го года нам пришлось свернуть этот бизнес. Потеряв примерно 30 тысяч долларов США (стоимость трехкомнатной квартиры в Медведково), но получив бесценный опыт, я рассчитался со своими кредиторами и закрыл фирму. На этом рассказ заканчиваю.