Здравствуйте, уважаемые читатели! Сентябрь в разгаре. Начало учебного года. Беспокойные дни и ночи у учителей и бессонные ночи у ответственных родителей, особенно - родителей младших школьников. Тем, что выполнение домашних заданий учениками 1-4-х классов, требует почти всегда участия родителей, никого не удивишь.
Таковы реалии современного обучения и требования ФГОСов. В сегодняшней статье речь не о том. Речь о проектах в начальной школе, которые задают ученикам младших классов.
Программа "Школа России", окружающий мир. 1 класс. Через 4 урока для первоклассника на стр. 16 - первый проект. Это фоторассказ: "Моя малая родина". Домашний проект. А задание такое: подготовь рассказ о своей малой родине.
Затем ещё один проект: "Моя семья". Разве может первоклассник сам сфотографировать, распечатать фотографии и рассказать об интересных местах своей родины? Нет, конечно. Это головная боль для родителей.
Ни для кого не секрет, что большинство детей самостоятельно с проектами не справляются. Разберёмся, почему.
«Безобидный», на первый взгляд, проект предусматривает участие родителей в его выполнении. Понятно, что общение детей с родителями во время совместной работы принесет значительно больше пользы, чем любые нравоучения. А проект – это просто домашка.
Может быть, всё-таки, не так страшен чёрт, как его малюют!
Подумаешь - найти информацию (текст, картинки, или нарисовать эти картинки самим, пойти и сфотографировать красивые места своей родины, а потом распечатать фото на цветном принтере) что-то слепить, сделать аппликацию, макет.
Затем оформить красиво (или в виде альбома, или большого листа, или поверхности с макетом). Проект должен быть красочным, больше картинок и меньше текста.
Помню, что приходили ученики начальной школы ко мне на репетиторство по английскому языку и просили помочь с проектом. Не откажешь, потому что это – ещё и пожелание родителей. Так вот за 60 минут мы едва успевали сделать задание.
Это с учётом, что помогал ребёнку учитель, который знал, как и что делать. Да и, что греха таить, основную работу приходилось делать мне, иначе бы не уложились в репетиторский час. В учебниках по иностранному языку в младших классах проекты предусмотрены довольно часто.
А каково родителям, прибывающим домой с работы в семь-восемь вечера, имеющим массу домашних дел и понимающим, что проект им придётся делать самим далеко за полночь, так как ребёнок уже устал, да и польза от него самая большая – чтобы не мешал. Поверьте, что я это знаю не понаслышке.
Да, можно пустить всё на самотёк. Пусть сам – как сделает, так и сделает. Но ответственные родители не могут позволить ребёнку получать тройки за неумело выполненные проекты. И естественно, что они ему помогают.
А как иначе? Разве учителя собственным детям не помогают? Помогают, конечно. И это правильно. Нельзя не помочь ребёнку укрепить авторитет в классе, поверить в свою успешность. Недопустимо, чтобы в классе хихикали над простеньким проектом, сделанным неумелым первоклашкой. Разве будет у него желание учиться после этого?!
К учителям вопросов нет, потому что они задают на дом проекты в соответствии с программой и требованиями ФГОС.
Вопросы только к авторам ФГОСов, разработчикам программ и авторам учебников, которые или не имеют своих детей и внуков, или никогда не работали в школе, или совсем не представляют тот объём работы, который они закладывают в программу. Вы скажете, что они не читают статьи в Дзен. Поверьте, что читают. Они - тоже люди.
Но и к коллегам всё же хочу обратиться. Уважаемые учителя, когда можно и если можно, избегайте проектов. Пусть они начнутся для детей как можно позже. А в начальной школе можно на уроке пройти все этапы проекта, показать, рассказать, продемонстрировать, как их выполнять. А на дом задание дать только желающим.
И пусть в шкафу классной комнаты не будет так много красивых проектов, как хотелось бы, но с годами они всё равно накопятся, а потом уйдут в никуда.
Вот я ушла на пенсию, не успев разобрать шкафы и сохранить из них ценное, а когда через две недели после начала учебного года захотела кое-что забрать на память, оказалось, что всё выбросили вместе со старыми шкафами, и кабинет мой забрала себе завуч. Было очень обидно. Но я молча проглотила обиду – не стала искать вчерашний день.
И напоследок, обращаюсь к родителям и прошу их относиться к проектам проще. Это не научно-исследовательская работа. Проект должен содержать больше картинок (фотографий) и минимум текста. Красивые и запоминающиеся заголовки и подписи, которые способен запомнить ребёнок.