Найти тему
Про Мой Район

Почему интернет никогда не убьет театр, а самые классные артисты едут играть на окраины Москвы?

Оглавление

Что вы представляете, когда слышите слово «театр»? Помпезный зал с золоченой лепниной? Тяжелый бархатный занавес? А может, знаменитые интерьеры Большого или Ленкома?

Зачастую поход на спектакль мы считаем пусть и не знаменательным, но стоящим событием: сюда мы приходим чуть более нарядными, иногда ради этого пораньше уходим с работы, а еще рассказываем о своем культурном времяпрепровождении в соцсетях. В эпоху шумных вечеринок и онлайн-развлечений театры сохраняют флер возвышенности, а, может, даже и снобизма. Кажется, что это – особенный досуг и по особым случаям.

Фото: novogireevo.mos.ru
Фото: novogireevo.mos.ru

Впрочем, театры могут быть и другими. Сюда можно приходить, как будто бы к себе домой, просто так. Здесь можно увидеться с соседями и даже подружиться с артистами. Театр и театральное искусство непосредственно и легко входят в вашу повседневность, когда ваша любимая сцена находится… у вас в районе.

В столице таких локальных театров больше, чем может показаться на первый взгляд (познакомьтесь с некоторыми в нашем гиде по районным театрам). Подкаст «Большой город» заглянул в гости к одному из них – к Московскому драматическому театру на Перовской (находится в 10 минутах пешком от метро «Новогиреево») – и поговорил с его художественным руководителем Гульнарой Галавинской о том, почему за хорошим спектаклем не всегда надо ехать в центр города. Публикуем самые интересные выдержки из нашего интервью, а сам выпуск вы найдете в конце статьи.

Гульнара Галавинская (фото: vestimos.ru)
Гульнара Галавинская (фото: vestimos.ru)

Из московских театров артисты не увольняются

Театр на Перовской был основан 34 года назад Кириллом Маратовичем Панченко – режиссером и заслуженным артистом России (его не стало в 2014 году). Театр создавался для людей. Кирилл Маратович организовал здесь широкий репертуар классических постановок. Этого человека очень любили и любят до сих пор – особенно те артисты, которые работали с ним.

Вместе с ним театр основывала его супруга, заслуженная артистка России Галина Чигасова, а также народный артист Виктор Никитин. Тогда, в 1987 году, Виктор и Галина сыграли главные роли в первой постановке театра – в пьесе «Фрекен Жюли». И до сих пор эти артисты работают в нашей труппе.

-3

Некоторые актеры работают с нами уже много-много лет. Когда я только переехала в Москву, я услышала одну интересную фразу: «Из московских театров артисты не увольняются». Ведь штаты сейчас переполнены! Да и зачем этим артистам уходить, когда они отдали нашему театру 15-20 лет жизни? У нас в труппе есть молодые семьи, которые специально снимают квартиры в этом районе, чтобы успевать заниматься и работой, и детьми. Порой они могут даже отпроситься у меня с вечерней репетиции на 15 минут пораньше, чтобы забрать ребенка из садика. И да, иногда жители района вполне могут встретить артиста нашего театра на кассе в магазине.

Утром – детский, вечером – взрослый

Чем наш театр отличается от остальных? Во-первых, он камерный: у нас всего 22 артиста в труппе. А во-вторых, он семейный. Мы находимся в Восточном округе столицы и нам необходимо привлекать к себе жителей именно этой части города. А как это можно сделать? Надо быть теплым и уютным местом для всей семьи.

Например, каждые выходные у нас проходят детские сказки (они очень популярные: билеты на них раскупают за 2 месяца до спектакля). А на вечер мы планируем репертуар для их родителей – молодых людей и девушек 20-35 лет.

Зрители Театра на Перовской – это и дети, и подростки, и их родители, и студенты, и бабушки с дедушками. Это разные люди, современные. Достаточно молодые и достаточно зрелые.

Не всегда на окраинах Москвы живут «непросвещенные» люди

Мне не нравится позиция «Мы должны просвещать людей». Мне кажется, что это слишком назойливая миссия. Сейчас совсем другие времена и другие ценности. Мы с артистами сегодня вполне можем просто заниматься любимым делом и ставить такие спектакли, в которых можно будет поделиться с нашими зрителями современными и злободневными проблемами.

К примеру, два года назад я с удовольствием поставила спектакль «Отцы и дети». Это отличная пьеса для семейного просмотра. У меня у самой есть дети, поэтому я понимаю, что темы, которые поднимает Тургенев в этом произведении, до сих пор актуальны.

Спектакль «Отцы и дети» в Театре на Перовской
Спектакль «Отцы и дети» в Театре на Перовской

Зрители тогда с удовольствием ходили на этот спектакль. А ведь это серьезное классическое произведение! Обычно же говорят, что если зритель живет не в центре города, значит, он относится к достаточно бедному и непросвещенному классу. Считается, что им не надо ставить сложную классику. Но я так не думаю. Далеко не всегда на окраинах Москвы живут непросвещенные люди. Наших зрителей я уважаю, поэтому не хочу говорить с ними на языке простых бытовых комедий.

В районном театре требования к артистам особенно высокие

Первые наши зрители приходили к нам с твердым убеждением, что мы – провинциальный театр, а уходили в восторге от нашей работы и от наших артистов. И этому есть объяснение. Понимаете, ведь в московских театрах труппы сейчас переполнены. Многие топовые сцены уже давно не открывают свои двери для выпускников вузов. И молодые талантливые актеры идут к нам. У меня работают выпускники ГИТИСа, ВГИКа, которые вполне могли бы выступать и на центральных площадках. Просто пока для них там нет места.

У меня очень высокие требования к артистам. Мы не центральный театр, и поэтому актеры должны быть самыми яркими и профессиональными. Чтобы зритель вновь и вновь возвращался за качеством!

Спектакль «Рассказы Константина Треплева» — премьера 2021 года в Театре на Перовской
Спектакль «Рассказы Константина Треплева» — премьера 2021 года в Театре на Перовской

У нас работают потрясающе красивые, высокие и яркие актрисы. Так уж получилось: конечно же, я не подбирала их по красоте и росту. Но порой я говорю, что это наше преимущество! Ведь иногда к нам приходят скептически настроенные зрители, которые не ожидают ничего интересного от районного театра. Но тут они видят наших харизматичных красавиц и сразу меняют свое отношение.

К нам приходят даже блогеры

Интернет не конкурент театру. В конце концов, те же блогеры с удовольствием приходят на спектакли и едут даже на окраины – например, к нам в Театр на Перовской или в тот же Театр на Юго-Западе. Они жаждут живой актерской энергии. И, конечно же, затем рассказывают о своих впечатлениях в соцсетях (а мы потом с удовольствием все это читаем).

Полную версию интервью с Гульнарой Галавинской слушайте в 19-м выпуске подкаста «Большой город».

--------------------------

Вам также может быть интересно:

Шестеренка, корабль и круглая сцена: самые необычные театры Москвы

Театр-корабль и настоящий адрес Жени Лукашина: интересные факты о Ломоносовском районе

Выше голову! (почему гуляя по Москве нужно чаще смотреть вверх)