Молодая российская фэшн-индустрия — не только про стритвир. Яркое тому подтверждение — бренд Bayartaev, основанный дизайнером из Калмыкии Александром Баяртаевым. Бренд завоевал внимание и отечественных, и зарубежных изданий: так, его коллекции опубликовали российский и итальянский Vogue. «ТОДО медиа» поговорили с дизайнером о его карьерных решениях, пути в мир моды и балансе авангард-повседневность в создании одежды.
Когда вы начали интересоваться модой? Кто вас вдохновлял?
Модой интересовался ещё в детстве. Находил вдохновение в книгах, клипах, фильмах, людях, природе — в общем во всём.
Как вы пришли в дизайн? Какие трудности возникали во время освоения профессии?
Сколько себя помню, я всегда придумывал одежду, но лишь на уровне хобби. Не относился серьёзно, ведь считалось, что для этого нужно специальное образование, деньги и связи — всё, чего у меня не было.
Поэтому решил пойти туда, где можно зарабатывать и заниматься творчеством одновременно. Так я выбрал рекламную индустрию.
Для начала пошёл на курсы концептинга в школу MADS (концептинг — создание единого базиса для продукта и бренда — прим. «ТОДО медиа»). Моя выпускная работа получила «Золото» от международного жюри. Сразу после этого для пришло предложение стать арт-директором в одном из лучших агентств страны — разумеется, я согласился. Поработал там пару лет, а затем ещё в нескольких агентствах: от маленьких бутиковых до крупных международных.
Всё было здорово: съёмки, путешествия, фестивали, но оставалось чувство, что я себя обманываю — занимаюсь не тем, чем хочу.
Связей в модной индустрии всё ещё не было, но какие-то деньги уже появились, поэтому я пошел учиться на дизайнера одежды — это и были мои первые серьезные шаги в этом направлении. Тут и встретилась первая трудность — недостаток времени.
Было сложно одновременно учиться и выкладываться на работе.
Тем более там часто приходилось задерживаться допоздна. Но при этом занятия любимым делом помогали отвлекаться от работы и не чувствовать усталость.
Что вам больше всего нравится в работе дизайнера?
В работе дизайнера мне нравится всё: поиск идеи, эскизы, работа с лекалами, сборка макета и бесконечные переделывания до получения нужной формы.
Вы также являетесь креативным директором и арт-директором, сложно ли совмещать все свои занятия?
Кроме этого, я сам конструирую и шью, а иногда монтирую и анимирую.
Безусловно, всё совмещать сложно, но когда нет другого выхода, ты берёшь и делаешь.
Тем более, когда это касается любимого дела. К счастью, всегда находятся неравнодушные люди среди друзей и знакомых, открытых и готовых помочь советом или делом. Очень благодарен им всем.
Расскажите историю бренда Bayartaev.
Сначала я выкладывал в инстаграм свои эскизы и идеи. Сохранил даже ранние скетчи, как напоминание об этом периоде. Затем, как я уже говорил, пошёл учиться в одну из «дорогих» школ, которую пришлось оставить через пару месяцев из-за невозможности совмещать с работой. Но на моё счастье там был преподаватель по конструированию Ирина Шакина. Ей было небезразлично моё стремление, поэтому она предложила заниматься по её предмету индивидуально.
Так, спустя полтора года наших занятий, появилась первая коллекция и привлекла внимание пары небольших телеграм–каналов. Это стало для меня первым сигналом, что хобби может стать чем-то большим.
Опишите концепт одежды Bayartaev.
В своих решениях я всегда пытаюсь найти баланс между «такого вроде не было, это авангардно» и «кажется, это можно применить в повседневной жизни».
Какая целевая аудитория у бренда?
Моя одежда - для тех, кто ценит нестандартные решения, видит в этом отражение своего внутреннего мира и имеет много денег.
Можете ли вы сказать, что ваш собственный стиль и стиль вашего бренда как-то перекликаются? Если да, то как?
Конечно перекликаются! Всё, что я создаю, попадает в первую очередь в мой гардероб. На этапе создания всё примеряю на себе и оцениваю с точки зрения «хочу ли я себе такую вещь».
Как вы оцениваете современное состояние фэшн-индустрии в России?
Я не уверен, что индустрия существует.
Со стороны кажется, что есть какая-то тусовка – междусобойчик модных редакторов и их друзей, которые решили открыть бренд.
Вот они и формируют некую индустрию. В общем, никак не оцениваю.
В статье для Buro блогер и журналист Мадонна Мур назвала Bayartaev одним из своих любимых российских брендов. Назовите свой топ-3 отечественных брендов одежды.
Да, это было неожиданное и приятное упоминание. Топ три российских бренда? Наверное это J. Kim, Red September и … одно место оставлю вакантным.
Что вы посоветуете тем людям, которые хотят заниматься дизайном одежды, но боятся?
Не бояться!