Антикоррупционный автопробег ассоциации «Грузавтотранс», который 22 августа стартовал в Cанкт-Петербурге, финишировал в Крыму. 16 сентября в Симферополе состоялся заключительный «круглый стол» по проблемам автомобильных грузоперевозок в России. В заключительном материале хочется подвести черту под общими впечатлениями от этого незабываемого путешествия длиною почти в месяц.
Мы устроили кипиш
Сама идея такого старта многим могла бы показаться даже абсурдной. Что сделает за месяц небольшая группа общественников, как повлияет на ситуацию в отрасли? Но главное, верить в себя и силу общественного мнения так, как верит один из вдохновителей проекта, руководитель экипажа, президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Ассоциация уже 10 лет занимается вопросами грузоперевозчиков, получает сообщения о проблемах со всей страны, так что исходник проблем, на которые нужно обращать особое внимание у группы, конечно, был. Но дороги всегда вносят свои коррективы. Основной упор уже на первых сотнях километров был сделан на работу автоматических пунктов весогабаритного контроля, работающих некорректно и бессовестно обирающих перевозчиков по всей стране. Мы были в шоке, когда в Нижнем Новгороде услышали историю о предпринимателе, которому ни за что рамка «настреляла» штрафов на сумму 2,4 млн. рублей. Этими «выстрелами» его бизнес был убит в прямом смысле. Человек продал машину, квартиру и сел за руль самосвала, чтобы прокормить себя и семью. Пострадавших перевозчиков по стране десятки тысяч, а может и больше. Сколько жизней уже успели разрушить АПВГК с момента своего запуска? Сколько семей развалилось, сколько работящих мужиков, оставшихся не у дел, спилось? Вот реальный пример, как экономическая, искусственно созданная проблема порождает вокруг себя кучу социальных, личных, разрастаясь, как круги от камня, брошенного в воду.
Путь длиною в 10 тысяч километров показал, что ситуация с некорректной работой весогабаритных пунктов характерна для всех регионов. Мы проверили 17 пунктов весогабаритного контроля и только за одним исключением увидели, что все рамки установлены и эксплуатируются с грубейшими нарушениями. И повторяются нарушения в каждом регионе как под копирку, словно по одной коррупционной инструкции «Как побольше срубить бабла». Разбуди среди ночи любого члена экипажа антикоррупционного пробега, и спроси про нарушения на рамках, он даже в полубессознательном состоянии ответит: «Проблема системна. Колейность, уклоны, наклоны». И список нарушений продолжится.
Как сделать так, чтобы тема санкционированных поборов, наконец, была услышана? Устроить кипиш в общественной плоскости. И да, мы достучались до самого верха.
Бороться только сообща
Работа шла в бешеном темпе. 26 регионов, 16 «круглых столов», все время в дороге и постоянном общении. Наш микроавтобус стал не только средством передвижения, но и рабочим кабинетом, домом, местом краткого отдыха, когда можно быстро перекусить и ненадолго сомкнуть уставшие глаза. Мы, не считаясь со временем суток, останавливались на рамках, стоянках для дальнобоев, постах ГИБДД и Ространснадзора. Везде разговаривали, снимали, записывали и тут же раскидывали материалы по соцсетям и СМИ, чтобы все страна знала, как живет связующая отрасль ее экономики. А она очень больна, ее пожирает вирус коррупции с помощью традиционного набора инструментов – поборов, откатов, необоснованных наказаний. Все это финансовым бременем ложится не только на перевозчиков, но и всех жителей России, потому что в конечном счете отражается на стоимости товаров. Мошенники и дельцы, разбойники с большой дороги паразитируют, жиреют и ходят на золотые унитазы за денежки, вытянутые из кошелька каждого россиянина. Во всех регионах по выявленным нарушениям мы составляли жалобы и обращения в Следственный комитет России, Генпрокуратуру и другие ведомства. На «круглых столах» Владимир Матягин призывал дальнобойщиков к объединению с ассоциацией «Грузавтотранс», потому что в борьбе с коррупцией победить можно только сообща. Одиноких борцов у нас просто травят и давят.
Мы помним загорелые, обветренные лица водителей, и вспотевшие при рукопожатии ладошки инспекторов. Мы слышали откровенные рассказы дальнобойщиков о поборах и «абонементной плате» за проход постов и видели замешательство в глазах инспекторов, когда звучат неудобные вопросы. На одном из «хлебных» постов Ространснадзора мы засняли терминал оплаты, который удобно расположился прямо в будке этого госучреждения. Мы записали, как государство в лице заказчика федерального объекта поощряет запрещенные законом перегрузы машин. И в тоже время отдает АПВГК на откуп недобросовестным собственникам, которые штрафуют машины, не нарушающие нормативы по весу и габаритам. Мы своей «пятой точкой» составили антирейтинг дорог европейской части России, лидерами которого стали Ростовская, Саратовская и Самарская области, как бы ни рапортовали об обратном руководители этих регионов.
Надоело!
Весть о нашем передвижении разнеслась очень быстро. Водители приветственно гудели вслед нашей машине, поднимая вверх большой палец, а на постах инспекторы говорили, что уже наслышаны о нас и ждут. Как рассказали дальнобойщики, по чатам ГИБДД разнеслась информация, что едет инспекция из Москвы, грузовики пока не щемить.
Мы ехали не прячась, наш микроавтобус со всех сторон был обклеен надписями «Общественный контроль ассоциации «Грузавтотранс». И скрываться было незачем. Проблемы российских дорог настолько очевидны, что стали похожи на большой раздувшийся гнойник, стоит только колупнуть, и взорвется. Так и получилось, вслед за нами пошла общественная волна, нас стали показывать и цитировать СМИ. И это вдохновляло, помогало бороться с дикой усталостью, продолжать свой путь. Буквально в последние дни автопробега пришла хорошая новость с южного Урала. Перевозчики Челябинской области, где мы провели видеосъемки рамок и «круглый стол», уже добились приостановки всех АПВГК в своем регионе. Вслед за ними поднимаются автогрузоперевозчики других регионов, уставшие от дорожного беспредела. Наш клич «Надоело!» был услышан и поддержан. Люди хотят порядка на дорогах. Теперь важно, чтобы те, кто обязан его блюсти, прекратили манкировать своими обязанностями. Если вы спускаете на отрасль нормативные акты, будьте добры обеспечить всем равные права в их исполнении. Законы должны работать для всех одинаково.
Тема законотворчества – отдельная и очень больная. В последние 5-6 лет перевозчиков завалили новыми законами и регламентами, ввели кучу контрольных приборов, которые превращают грузовик в космический корабль. Незадача только в том, что ни один закон не работает, потому что писались они под узкий круг интересов, под тех, кто эти приборы продает или устанавливает на дорогах правила игры в одни ворота. «Мы все готовы работать по законам, но они написаны так, что после одного дня такой работы отрасли все за голову схватятся, цены буквально на все в стране взлетят в разы», - говорили нам дальнобойщики. Так что получается парадокс, нарушая законы, например, регламент труда и отдыха, выплачивая за это штрафы, водители, работая себе в ущерб, выполняют еще и социальную функцию. Сейчас, когда появляется очередной нормативный акт, люди думают, не о том, как его исполнить, а о том, как его обойти. В законодательных актах совсем не учитывается логика и экономические аспекты деятельности отрасли, зато оставлено множество лазеек для коррупционной составляющей. Ассоциация «Грузавтотранс» давно внесла в Госдуму инициативы перевозчиков и поправки к законам, но они так и лежат под сукном. Кому-то неинтересно терять жирный кусок. Хочется верить, что результаты нашего автопробега прибавят следственным и надзорным органам работы.
Мы нашли способ борьбы с некорректно работающими рамками, но еще ищем ключ к устранению проблемы поборов. Здесь, как нигде, нужна поддержка активистов, общественников, перевозчиков и СМИ. Автопробег не ставит точку в этой работе. Автогрузоперевозчики сейчас разрозненны, но должны объединиться, чтобы защищать свои права и интересы.
Мы, члены группы общественного контроля, люди из разных городов, быстро стали одной командой, которых зажег общей идеей Владимир Васильевич Матягин, который сам горит словно факел. Он наш танк, который видит цель и не видит препятствий.
И еще нашему экипажу, работавшему в поле, очень хочется поблагодарить всех ребят, которые трудились вместе с нами удаленно. Ваша поддержка для нас просто неоценима. Вы и делом, и мысленно были с нами все эти долгие 10 тысяч километров. Огромное спасибо!
Комментирует руководитель автопробега, президент Национальной ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин:
- Наш автопробег еще раз доказал, что зарвавшиеся сотрудники контролирующих органов боятся общественности, публичности. Поэтому по ходу автопробега мы сгенерировали две идеи. Во-первых, мы объявили Всероссийский флешмоб по тотальной проверке автоматических пунктов весогабаритного контроля. Приглашаем подключиться к этой акции общественников и перевозчиков. Мы хотим добиться закрытия всех АПВГК до устранения недостатков и установки контрольных стационарных постов у каждого пункта динамического взвешивания. Мы будем добиться аннулирования всех штрафов, возмещения убытков перевозчикам и наказания тех чиновников, которые несут ответственность за установку и работу некорректных АПВГК. В течение всего автопробега мы искали идеальную рамку и нашли одну перед Крымским мостом. Здесь же есть отлично оборудованные стоянки для отдыха водителей. Но надо понимать, что это место пристального внимания всего мира и отношение к Крыму особенное. Мы же хотим, чтобы такое отношении было ко всем регионам страны и ко всем гражданам России, потому что люди для нас важнее.
Во-вторых, мы предлагаем создать Фонд общественного контроля, чтобы на местах работали такие же группы, как наша. Только общественность может проследить, насколько законно и объективно контролирующие органы действуют на дорогах. Законы должны работать для всех одинаково.
И, кстати, так совпало, что как раз в сентябре ассоциации «Грузавтотранс» исполнилось 10 лет. Работа так закрутила нас, что мы совсем забыли про юбилей. Поздравляю всех членов ассоциации и наших соратников с праздником! Доброй дороги всем!
Комментирует видеооператор автопробега Алёна Кубышкина:
- В этой поездке мы увидели много красоты, но и очень много трудностей, с которыми сталкиваются люди. Мне до этого никогда не приходилось работать ни с грузоперевозчиками, ни с дальнобойщиками. Пообщавшись с ними, посмотрев на их уставший, но неравнодушный взгляд, можно понять, через что им приходится проходить. Только сейчас я могу понять, какой это тяжелый труд, и как часто они говорят о своих проблемах, но остаются неуслышанными. Поэтому я благодарна, что у меня есть возможность присоединиться к их голосам и показать всем реальность без прикрас. Мы хотим рассказать об этих людях в документальном фильме. Сейчас у нас уже отснято более 50 часов видеоматериалов.
Комментирует юрист автопробега Евгений Федоришин:
- За время автопробега мы подготовили 115 обращений в правоохранительные, надзорные и ведомственные структуры о выявленных нарушениях. Лидером этого топа стала Саратовская область, 20 жалоб. А в целом впечатление от всего увиденного можно выразить словами Салтыкова-Щедрина, который сказал: «Разбудите меня лет через сто и спросите: «Что сейчас делается в России… Я отвечу: Пьют и воруют».
Комментирует водитель автопробега Сергей Макаров:
- Даже не верится, что за спиной 10 тысяч километров. Каждый день новые регионы, города, дороги, новые интересные люди. Мы увидели блеск и нищету. Были у вычурного дома господина Сафонова, начальника Ставропольского ГИБДД, пойманного на взятках, и ели арбуз, которым нас угостили на стоянке классные ребята-дальнобойщики. Чаще всего поездки заканчивались далеко за полночь, и было одно желание – только добраться до кровати в гостинице. Но мне понравилось все, потому что это огромный опыт. Конечно, я теперь знаю, где какие дороги. Хуже всего для меня они были в Саратовской и Самарской областях, хотя нашим командным общим голосованием самыми плохими признаны ростовские.
Комментирует журналист автопробега Елена Рогачева:
«Для меня этот автопробег – уникальный шанс. Такого опыта копнуть проблему не было еще ни у кого из моих коллег. Это очень глубокое погружение в тему, исследование, охватившее в общей сложности 26 регионов страны. Мы готовили материалы в буквальном смысле на коленке, на колесах, когда ноутбук подскакивает вместе с тобой на дорожных выбоинах, а на клавиатуру светит фонарик, засунутый в карман куртки. Практически через день мы выдавали аналитические статьи по проблемам автомобильных грузоперевозок, основанные на конкретной информации с полей.
Еще это было прекрасное путешествие. Дороги, лица, города и деревеньки – бесконечная картина нашей огромной и такой разной страны. Мы креативили по ходу, пытались вдохновить перевозчиков и получали слова благодарности в ответ. «Ездите подольше, нам спокойнее», - говорили водители. И это самая высокая оценка нашей работы».
Это не точка, а запятая Антикоррупционный автопробег по дорогам России завершен, но работа продолжается
20 сентября 202120 сен 2021
4
10 мин