Как фашисты превратили строительство знаменитого Фольксваген "Жук" в пирамиду похлеще МММ и причём тут Генри Форд.
Как уже упоминалось в первой части этой статьи, практически каждая немецкая семья мечтала, но не могла себе позволить личную машину. Гитлеровский "народный автомобиль" (будущий Фольксваген "Жук") должен был стоить 990 рейхсмарок. Но даже это было не так уж дёшево: средний доход одной семьи тогда составлял 120-130 марок.
Это обстоятельство номер раз. Обстоятельство номер два: когда на всю страну было объявлено о том, что "народный автомобиль" будет уже прям вот-вот, уже буквально завтра-послезавтра - фактически ещё даже не было завода, на котором это самое авто мечты должно было производиться.
И тогда правительство придумало хитрую схему.
Каждый, кто хотел бы в будущем обзавестись "народным автомобилем" (как его тогда называли, KdF-Wagen), мог получить вот такую KdF-Wagen-Sparkarte, которую нужно было заклеивать марками.
Посыл был в том, что простым немецким геррам и фрау достаточно откладывать по 5 рейхсмарок в неделю, чтобы позволить себе личную машину. Соответственно, каждую неделю нужно было покупать 5 специальных марок (каждая стоимостью в 1 рейхсмарку) и вклеивать их в Sparkarte. Предполагалось, что когда Sparkarte заполнится марками до конца (за неполных 4 года), держатель сможет обменять её на автомобиль. Правда, пропускать еженедельный платёж было нельзя - в этом случае все предыдущие накопления на Sparkarte сгорали.
Граждане предложение оценили - вся эта система выглядела очень привлекательно. Тем более что 5 рейхсмарок в неделю - в общем-то, достаточно подъемная сумма. Только лишь на старте этой кампании в схему вписалось больше 350 000 немецких семей. Интерес подстёгивала в том числе активнейшая социальная реклама - сияющий образ KdF-Wagen'a буквально внедряли в сознание немцев. Как у нас сейчас Кока-Кола = Новый год, так у них тогда "народный автомобиль" равнялся счастливой беззаботной жизни.
KdF-Wagen рисовали на плакатах, выпускали в форме детских игрушек, значков, на предсерийных образцах катались на парадах лидеры нации...
А для бюджета это был прекрасный, стабильный источник миллионов марок.
На эти еженедельные сборы довольно быстро отстроили и открыли первый завод Volkswagen. Видя, как бойко идёт процесс, всё больше и больше граждан вкладывали свои скромные сбережения в Sparkarte...
Но ни один человек так и не получил ни одной машины.
К 1939 году всё, что было реально создано, - это несколько предсерийных образцов KdF-Wagen. Ну а с началом Второй мировой войны завод Volkswagen превратился в один из узлов военной машины Гитлера. Работа над гражданскими автомобилями была полностью свёрнута. Вместо этого на заводе сначала ремонтировали самолёты, а потом наладили выпуск военных вездеходов Kübelwagen. А работали там военнопленные и узники концлагерей...
Дебют "Жука" в итоге состоялся через целых 6 лет. Естественно, никто из держателей KdF-Wagen-Sparkarte их не получил. Много лет спустя Volkswagen частично выплатил компенсации по Sparkart'ам - и то только жителям Западной Германии.
Но это уже совсем другая история.