Вот и закончилось выматывающее «поступательное» лето для прошлых выпускников - нынешних студентов. Казалось бы, все позади, нервотрепка и напряжение ЕГЭ, «страшный» день зачисления 11.08, потом радостные публикации в соцсетях про бюджет и про «ВУЗ мечты». И вот началась вожделенная учеба в вузе! А первокурсники, только отошедшие от ЕГЭ, вдруг понимают, что ВСЕ еще только начинается.
Практически студенты всех ВУЗов сходятся в том, что первый семестр часто сложен для бывших школьников. С чем же сталкиваются новоиспеченные первокурсники?
Очень много нового, непривычного:
Новый коллектив – одногруппники, преподаватели, лекторы, совершенно новый круг людей, с которыми придется общаться в ближайшие годы. Новые предметы вместо привычных школьных. Новые правила и условия обучения. А у кого то еще новые условия проживания, другой город, общежитие. И ко всему этому нужно привыкать очень быстро, обучение начинается сразу и в полном объеме.
Обучение в ВУЗе сильно отличается от школьного.
Бывшим школьникам, конечно, нравится, что с ними начинают общаться как со взрослыми людьми. Чего только стоит приветствие некоторых лекторов: «Здравствуйте, коллеги!»😊
Контроль в ВУЗе за посещением занятий и за выполнением заданий не такой строгий, как в школе.
Преподаватели на занятиях вряд ли будут жестко контролировать, кто чем занимается. Не будет школьного вечного: «Петров, не вертись! Семенова, не разговаривай». Даже залипание в телефоне не вызовет активного негодования у семинариста.
Посещаемость, возможно, потом будет играть роль на зачетах или при допуске к экзаменам, но в течение семестра студентов по этому поводу особо не строят.
Вчерашние школьники наслаждаются свободой! Но вообще-то суть всех этих изменений проста – ответственность за учебу и усвоение материала полностью лежит на студенте. Хочешь учиться – учись, а иначе, что ты здесь делаешь.
Ребятам приходится привыкать к большим объемам информации, другим формам проведения занятий. Многих первокурсников сбивает несогласованность лекций и практических занятий, часто они существуют будто в параллельных мирах.
В школе учитель объяснял теорию и потом на практических примерах и вопросах углублялось понимание. В ВУЗе часто лекции то убегают вперед, то отстают от тем практических занятий. Теории еще не было, а приходится разбираться с незнакомыми задачами. Многие вещи отдаются на самостоятельное изучение, и никто не проверяет, насколько вы в этом продвинулись.
Многих шокирует большой объем домашних заданий. 10-30, а то и больше задач к следующему семинару, 5 листов рукописного текста в виде реферата или повторить историю России сразу несколько веков к следующему занятию. Но задания не всегда и не у всех проверяют, и это расслабляет вчерашних школьников. А ведь еще есть дополнительные, необязательные, но более сложные задачи или задания. Вроде бы их-то зачем делать?
Запоминаем: делаем задания не для того, чтобы показать тетрадку с решениями, или с конспектом, или с ответами на вопросы, ВЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ТАКОГО ТИПА, ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ТЕМЕ, РАЗБИРАТЬСЯ В ПОДОБНЫХ ВОПРОСАХ. Все дополнительные и необязательные задания могут оказаться ключевыми для получения вожделенного "автомата". Или они могут запросто вернуться к вам на экзамене, лектор легко даст вам их к билету. Если не хватает информации – задавайте вопросы на лекциях, семинарах, ищите в интернете, хорошо, что сейчас не надо за каждым учебником бежать в библиотеку.
Многие лекции сейчас идут дистанционно, а то и в записи. Студенты не особо спешат разбирать текущий материал. Им же это явно не задали! Не сказали, что будут спрашивать.
Так вот, самый банальный, но тем не менее самый работающий совет – не запускайте! По возможности разбирайте текущий материал – хотя бы до стадии общего понимания. Иначе, с нуля разбираться в сессию будет ой как нелегко.
Бывают сложности у вчерашних школьников, кто готовился к ЕГЭ с репетиторами или онлайн курсами. Когда их буквально за ручку вели от темы к теме, контролируя усвоение материала. В свободном полете им часто оказывается самим сложно организовать свою учебу, понять, где нужно поднажать, а где можно и расслабиться.
Выпускники «сильных» школ, школ при ВУЗах на первых порах имеют явные преимущества перед остальной массой. Многое из программы первого курса они прошли еще в старших классах. И на многих предметах им все известно и даже скучновато. Ловушка здесь в том, что тут главное не пропустить момент, когда твоих познаний становится недостаточно и пора активно включаться в учебу. Еще в мою бытность студенткой, часть выпускников физмат-школы вылетели именно в первую сессию, так как провели 1 семестр на расслабоне.
А бывает, что выпускники, подстегиваемые амбициями родителей, давлением массмедиа о престижности обучения в топовых вузах, проведя в сумасшедшем напряжении 1-2 года подготовки к ЕГЭ, получив заветные 95+ и поступив в желаемые ВУЗы, оказываются перед необходимостью продолжать там пахать в том же режиме, но с более сложной программой. Некоторым это оказывается просто не под силу. Не зря говорят: главное не поступить, главное учиться дальше.
Из своего стародавнего опыта могу посоветовать зарабатывать авторитет на текущих занятиях. Задавать вопросы, выходить к доске, производить впечатление «заинтересованного студента». Преподаватель вас запомнит, и это сработает в вашу пользу в сессию.
Не забываем психологический фактор. Наблюдайте за своими лекторами и другими преподавателями –они будут принимать зачеты и экзамены в сессию. Замечайте, кому важна сухая суть предмета, а кто любит красочные и эмоциональные ответы, кто любит детализированные разъяснения, а кому-то ближе общий ход мысли. Это может очень выручить на экзамене и выбрать правильную тактику ответа. В мои университетские годы не раз видела одногруппников, пролетавших из-за несовпадения «представления о прекрасном»: лектор жаждал яркого ответа с личным отношением, а получал очень правильную, но сухую трактовку, и высокой оценки как не бывало.
Также помним: каждый лектор хочет, чтобы его труд ценили. Стоит готовится к экзаменам по лекциям, или хотя бы их использовать. Любой дополнительный материал вам в помощь, но приведенные примеры из лекций или использование обозначений лектора сыграют в вашу пользу. Не оставляйте глобально непонятых тем или задач. Одна такая задачка на экзамене может оказаться для вас трагичной.
Мне кажется нынешним студентам во многом легче, чем было нам в свое время. Ведь великий Интернет с безотказным Гуглом всегда с ними! С другой стороны, опыт сдачи экзаменов тет-а-тет с преподавателем у них, практически, отсутствует. Устных экзаменов ведь в школе, кроме 9-классного русского нет. А правильно сформулировать мысль, да еще ее доказать - тут тоже нужен наработанный опыт.
Но во основном студенты достойно проходят испытания первого семестра и надеюсь, что и нынешние первокурсники легко приспособятся к вузовской системе обучения.
Всем первокурсникам интересной и успешной студенческой жизни! Пусть удача сопровождает вас!