Найти тему
Rinat Gashigullin

Современное понимание маркетинга

Маркетинг стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он прослеживается в каждом товаре, упаковке, коммуникации между покупателем и потребителем. Это своего рода связующее звено между двумя субъектами рынка. Маркетинг со времен своего появления до настоящего времени претерпел немало изменений: менялись концепции, смысл, формулировки и вектор, на который маркетинг должен быть ориентирован. Рассмотрим понятия маркетинга на разных этапах его становления в фундаментальную науку.

Исследованием маркетинга занималось множество российских и зарубежных ученых: среди них Филипп Котлер, Питер Друкер, Ирвинг Фишер, Ирина Голубкова, Игорь Манн, Максим Богатырев и многие другие. Рассмотрим некоторые трактовки определения «маркетинг».

Изначально «маркетинг» от английского слова «рынок» представлял собой отношения между покупателем и потребителем определённого товара.

Самой классической формулировкой считается понятие, которое дал Филипп Котлер: «Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» .

E.П. Голубков даёт другую трактовку: «Маркетинг согласно его широкому пониманию — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путём создания продуктов и их обмена получают то, в чём они нуждаются» .

Американская ассоциация маркетинга вывела свою формулировку понятия: «Маркетинг — это процесс планирования и воплощения замысла, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций» .

Некоторые современные ученые, маркетологи, бизнесмены, собственники и руководители компаний модернизировали понятие маркетинга и представили его, исходя из современных особенностей и потребностей рынка. Рассмотрим некоторые из них.

Согласно сценаристу, продюсеру и маркетологу Полу Мазуру, «Маркетинг – это продажа клиенту стандарта жизни»

Джек Траут даёт такую трактовку понятию: «Маркетинг – это кино, где главный герой – это товар» .

По Шелли Лазарусу: «Маркетинг – это попытка представить себе, чего хотят люди, чтобы дать им это».

Несмотря на множественность подходов авторов все понятия описывают только одну грань маркетинга, связанную с товарной политикой, и далеки от реальных условий.

Обобщив рассмотренные формулировки, не претендуя на полное и окончательное понятие, мы считаем, что: «Маркетинг – это способность создавать или генерировать искусственную потребность, товар или услугу, которые человек захочет приобрести».

Маркетинг, как инструмент, главной целью перед собой ставит удовлетворение потребностей клиента с ориентации на его ценности и запросы. Пирамиду человеческих потребностей рассмотрел в своих работах более подробно Абрахам Маслоу.

В эпоху развития социальных сетей, особенно у подростков, превалирующими стала помимо физиологических, ещё и потребность в самовыражении. Маркетинг помог решить эту проблему через создание и продвижение платформ для видеохостинга, что и объясняет стремительный взлёт TikTok, где люди, не имеющие признания, положения и высокого социального статуса снимают короткие видеоролики, чтобы заявить о себе. Самореализация объясняется и в большом количестве курсов по развитию блога, самооценки, йоги, физической подготовки и т.д. Маркетинг в этом случае играет главенствующую роль, так как от правильной упаковки, выстраивания лид-магнитных цепочек и позиционирования напрямую зависит прибыль компании или отдельного человека.

Наиболее популярным и распространенным инструментом маркетинга на данный момент является SMM. Именно потому, что среднестатистический человек в социальных сетях проводит от 5 до 9 часов каждый день, это отличная платформа для взаимодействия с потенциальными потребителями.

Однако в период с 2012 по 2016 годы все сферы массово зашли в онлайн (если какая-либо компания не присутствует в электронном поле, это можно считать правилом дурного тона). В связи с перенасыщением информационного рынка рекламой, у пользователей возникла «баннерная слепота» и они попросту не видят большинство обращений производителей к ним, поэтому коммуникацию нельзя считать завершенной.

Поэтому, чтобы обращение дошло до конечного потребителя, важно придерживаться некоторых принципов маркетинга:

1) производить только то, что нужно потребителю;

2) выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей;

3) продавать не товары и услуги, а ценность для потребителя;

3) запускать производство товаров или оказывать услуги после исследования потребностей и спроса на рынке или в конкретной нише;

4) концентрировать усилия на достижении конечного результата;

5) быть в курсе трендов, которые популярны у поколений

6) быть готовым к переменам и требованиям рынка и уметь воздействовать на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;

7) избегать прямой рекламы, лучше нативно вписать её в интересные факты или интерактив.

8) ставить потребности потенциального клиента на первый план

9) использовать принцип омниканальности, так как это позволит создать с пользователем более тесный контакт.

Умение правильно обращаться с инструментами маркетинга в современном мире – это возможность прокачать себя, как эксперта, развить личный бренд, продать товары и услуги, повысить узнаваемость бренда и стать локомотивом рынка.

С помощью маркетинга в современном мире предприниматели создают и искусственные потребности через уникальные нишевые продукты: бот для развития дикции, курс по монтажу, инструкции и чек-листы по созданию сториз, различные гайды по визуалу и обработке фото и ещё многое другое.

С развитием новых технологий меняются инструменты и тренды маркетинга, поэтому чтобы оставаться в центре событий и быть конкурентоспособным, необходимо постоянно исследовать рынок, новые концепции, предпочтения и интересы аудитории.

Резюмируя вышесказанное, маркетинг стал неотъемлемой частью нашей жизни. Есть множество трактовок этого понятия, но центральными из них является эта: «Маркетинг – это цепочка выстраивание долгосрочного взаимодействия между производителем и потребителем через удовлетворение или создание потребностей клиентов». Современный маркетинг видоизменился, приобрел новые формы взаимодействия и восприятия аудиторией. Чтобы использовать его для развития личного бренда, продукта или услуги, нужно анализировать рынок и постоянно пробовать новые инструменты.