Задачи судебных приставов весьма многообразны. В них входит: ведение Реестра юридических лиц, занимающихся возвратом долгов, осуществление контроля за исполнением судебных решений и прочие обязанности, обозначенные в ФЗ № 229, №118 и 328 Российской Федерации.
Но часто граждане сталкиваются с нарушениями в процессе их деятельности, превышении должностных полномочий или полным бездействием. Вместе с юристами Правовой Культуры разберемся, что можно предпринять в таких ситуациях, кому пожаловаться на пристава и восстановить справедливость.
Приставы-исполнители в процессе работы должны руководствоваться не только Федеральными Законами, но и Гражданским Кодексом, КоАП РФ, Гражданско-процессуальным Кодексом, Конституцией и другими законодательными актами.
Любое нарушение, допущенное работником исполнительного органа, можно оспорить. Жалоба должна подаваться непосредственно руководству отдела, в районный суд или прокуратуру. Координаты для направления претензий указаны на официальном сайте ФССП.
В судебной практике чаще всего встречаются случаи жалоб на невыполнение должностных обязанностей (невыполнение судебных решений в срок, невозврат денежных средств, отказ в возбуждении исполнительного дела). Особенное внимание в рассмотрении таких претензий уделяется случаям, связанным с уплатой алиментов и защитой интересов детей.
Еще одна из частых жалоб – проблема со связью. В каждом исполнительном листе указан номер телефона пристава, но дозвониться до него бывает невозможно. В таком случае стоит подать жалобу руководству отдела.
Неприкрытое хамство и грубость со стороны госслужащего недопустимы! Он обязан всегда соблюдать этические нормы.
В каждом из подобных случаев, обязательно подайте жалобу одним из нижеуказанных способов:
● в электронном виде на сайте ФССП через онлайн-приемную;
● по горячей линии;
● через региональное управление приставов;
● на Госуслугах;
● вышестоящим начальникам отдела;
● путем подачи судебного иска.
Анонимные жалобы не будут рассмотрены, поэтому указывать личные контакты нужно обязательно, чтобы вовремя получить ответ.
Если вы только столкнулись с бездействием или неправильными действиями пристава, имеет смысл подать жалобу руководителю сотрудника-исполнителя. При игнорировании ходатайства - претензия пересылается в инстанции дальше (начальникам районных, областных или федеральных ведомств).
Если вы не согласны с вынесенным в ваш адрес постановлением – такие действия можно оспорить у главного регионального судебного пристава. Графики работы и контакты можно найти также на сайте ФССП (раздел «Контакты»).
Жалуемся через суд
В случае игнорирования своих прямых должностных обязанностей приставом или игнорировании им законодательных норм – гражданин имеет право отстоять свои интересы в суде. Но сделать это требуется не позднее, чем 10 дней с момента выявления нарушения. Если сроки упущены, одновременно с иском подается заявление на продление сроков с указанием причины пропуска законного периода. Истец вправе оспорить таким образом даже решения, принятые главным приставом РФ.
Заявление обязаны зарегистрировать и вынести решение в течение 10 дней (в сложных случаях – в течение 1 месяца). Если действия пристава признают незаконными – с него взыщут все судебные расходы, понесенные истцом. Также заявитель может требовать компенсацию морального ущерба. Подача административного иска в районный суд – самое эффективное решение проблем с приставом.
Важно учесть – подавать жалобы во все инстанции одновременно не стоит, так как рассмотрение судебного иска будет приостановлено на период разбирательств в ФССП.
Если у вас возникли проблемы с приставом или вы не согласны с принятым им решением – всегда можно попросить помощи опытных юристов Правовой Культуры!