Немецкое наступление под Москвой, начатое в рамках операции "Тайфун" развивалось успешно для вермахта. Гитлер уже мог практически праздновать победу - до того было тяжелым положение у советских войск.
Как и рассчитывали немецкие штабисты 2-я танковая армия взяла в полукольцо Тулу, создавая угрозу оперативным тылам 49-й и 50-й советских армий.
На центральном направлении 3-я и 4-я танковые группы создали бреши в порядках советских частей и прорвались за Вязьму. В окружении у Вязьмы оказались 19-я, 20-я, 24-я и 32-я советские армии. На этом направлении, между порядками 30-й и 19-й армии образовалась брешь в 60 км, куда хлынули немецкие войска второго эшелона.
Моторизованные части 3-й танковой группы 14 октября захватили Калинин, тем самым отрезав Москву от войск на Ленинградском направлении.
Несмотря на победы в немецких штабах уже задумались о проблемах, которые встали во весь рост перед вермахтом. Основной проблемой было то, что ударные силы немцев завязли в боях под Тулой и севернее Москвы. Им не удалось замкнуть кольцо окружения около Ногинска. Тем самым наступление на центральном участке также замедлялось.
Поэтому, немцы стали нажимать в центре и сосредоточили мощную ударную группировку на Рославль-Юхновском направлении (10 пехотных, 5 танковых и 2 моторизованных дивизии).
Советское командование упустило момент концентрации и 4 октября немцы появились на окраинах Юхново, оседлав шоссе. Перед ними никого не было - никаких крупных советских частей.
В этой обстановке инициативу проявил начальник парашютно-десантной службы Западного фронта капитан Иван Георгиевич Старчак. Он сформировал группу из 430 десантников-диверсантов, которых готовили к заброске в тыл.
Пойдя на самоуправство капитан Старчак взорвал мост на Угре, заминировал его окрестности и занял оборону на шоссе. Целый день, 5 октября диверсанты вели бой против танковой дивизии противника.
За этот день командование перебросило к ним на поддержку несколько взводов из курсантов Подольского пехотного и артиллерийского училищ.
Они держались до 10 октября. И не просто оборонялись, но и мелкими группами проходили в тыл противника, где устраивали засады и диверсии.
Только благодаря им была заткнута брешь, и подтянуты резервы, которые не дали немецким подвижным группам захватить Малоярославец (откуда на тот момент был самый короткий путь к Москве). Из "старчаковцев" выжило только около 60 человек. 29 "старчаковцев" вместе с самим Старчаком (награжден орденом Ленина 27 января 1942 года) были представлены к наградам.
Но все равно обстановка была очень тяжелая для советских войск. В окружении под Вязьмой и Брянском оказалась половина боеспособных советских частей (37 дивизий). Заменить их было некому - резервы из Средней Азии и Сибири только подтягивались. Поэтому, в бой были брошены 16 дивизий народного ополчения и истребительные батальоны (против шпионов и диверсантов).
Все население копало оборонительные рубежи делало завалы из леса, которые опоясали столицы по периметру на 1400 километров.
С 8 октября Западный фронт возглавил ГК.Жуков. Но он уже мало что мог сделать!
В 10-х числах октября произошла Вяземско-брянская катастрофа:
- Всего под Вязьмой и Брянском в плен попало более 688 тыс. советских солдат и офицеров, из окружения удалось выйти лишь около 85 тыс. В вяземском «котле» были пленены командующий 19-й армией генерал-лейтенант М. Ф. Лукин и направленный к нему на помощь бывший командующий 32-й армией генерал-майор С. В. Вишневский, погиб командующий 24-й армией генерал-майор К. И. Ракутин - Википедия
Перед Москвой практически не осталось боеспособных частей.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!
Оглавление серии статей "Первый год Великой Отечественной войны"