Найти в Дзене
Елена Алекс

"Война и осколки" Букэ дэ Вриза

Интриговало даже название выставки "War and Pieces" ("Война и осколки", в данном контексте) на фоне ядерного гриба из фарфоровых фрагментов. Поскольку во всем мире известно имя Толстого Льва Николаевича, а его "Война и мир" в английском варианте, произносится почти также, как и название этой выставки, то похоже, что современный голландский художник Бук дэ Вриз (Bouke de Vries) играет не только с фарфором, но и словами. Дэ Вриз, живущий в Лондоне, работал хранителем и реставратором предметов искусства из керамики. В своих работах он воскрешает осколки фарфора, которые иначе были бы выброшены, и использует их для создания новых произведений искусства, в которых замечают отражение как современных, так и исторических проблем. "Война и осколки" - самая амбициозная работа художника на сегодняшний день. Дэ Вриз создал инсталляцию в 2012 году по заказу английского музея Холберна в Бате (Holburne Museum in Bath, England). Это был его первый крупномасштабный проект, который поначалу пугал, но в

Интриговало даже название выставки "War and Pieces" ("Война и осколки", в данном контексте) на фоне ядерного гриба из фарфоровых фрагментов. Поскольку во всем мире известно имя Толстого Льва Николаевича, а его "Война и мир" в английском варианте, произносится почти также, как и название этой выставки, то похоже, что современный голландский художник Бук дэ Вриз (Bouke de Vries) играет не только с фарфором, но и словами.

Дэ Вриз, живущий в Лондоне, работал хранителем и реставратором предметов искусства из керамики. В своих работах он воскрешает осколки фарфора, которые иначе были бы выброшены, и использует их для создания новых произведений искусства, в которых замечают отражение как современных, так и исторических проблем.

"Война и осколки" - самая амбициозная работа художника на сегодняшний день. Дэ Вриз создал инсталляцию в 2012 году по заказу английского музея Холберна в Бате (Holburne Museum in Bath, England). Это был его первый крупномасштабный проект, который поначалу пугал, но в конечном итоге поднял его художественную практику на новый уровень. С 2012 года "War and Pieces" путешествует по миру, автор каждый раз выстраивает композицию так, чтобы она находилась в гармонии с интерьером.

-2

В XVII-XVIII веках на торжествах по особым случаям во время десерта, центральную часть банкетных столов европейской аристократии украшали изысканные фигурки, изготовленные из сахара, редкого и ценного товара для того времени, который свидетельствовал о богатстве хозяина. Позднее в XVIII веке с развитием фарфоровых мануфактур, сахарные фигурки заменили на фарфоровые, считающиеся более устойчивыми.

-3

Банкетный стол дэ Вриза, накрытый на 12 персон, превращен в поле битвы. Следуя традиции, самой мощной является центральная фигура, взрыв в виде грибовидного облака. В ней смешались призрачные херувимы, черепа и разбитые винтажные фарфоровые куклы Хуммель, фигурки распятого Христа и Гуаньинь - олицетворение античного китайского символа милосердия (бодхисаттва милосердия).

-4

Сам автор описывает свою работу как королевское сражение между старым режимом сахара и революционным фарфором, обращаясь к традициям XVII-XVIII веков устраивать грандиозный банкет накануне сражения. Стол украшают покрытые сахаром гипсовые фигурки бога войны - Марса и древнеримской богини мудрости и войны - Минервы, возвышающиеся на грудах фарфоровых руин, в столкновении с вооруженными яркими современными пластиковыми игрушками (киборгами) - нерушимыми символами сегодняшних токсичных отходов.

-5
-6
-7
-8

Столовые приборы подчеркивают идею автора о мусоре массового производства и прославлении насилия в современной культуре. Профили Марса и Минервы украшают тарелки, покрытые золотом вилки и ножи изготовлены с ручками в виде автомата Калашникова АК-47 - показные признаки чрезмерной роскоши и жестокости.

-9
-10

Казалось, осколки фарфора никак не склеены, а просто навалены в кучи, но несмотря на динамизм композиции, ничего не рассыпалось, оставаясь на местах, определенных автором. А на черных столах, подчеркивающих белизну фарфора, явно не хватало скатерти.