Найти тему
Марина Вальцифер

Болгария. Помацкое село Босилково и Гоша- руснак

Дорога из Ведрово в Босилково оказалась узкой , извилистой , но при этом с очень приличным асфальтовым покрытием, без ям и колдобин. Так что мы с Татьяной доехали быстро.

О том, что Босилково - помацкое село, я узнала от Айнур, продавщицы одного из наших сельских магазинов. Айнур живёт в соседнем селе Прилепе, о котором я не так давно написала статью. В этой статье я, в частности, сообщила, что Прилеп- село многонациональное и в нём в основном проживают болгары, турки и цыгане.

И вот тут один из комментаторов стал настоятельно утверждать, что в Прилепе живут вовсе не турки, а помаки, то есть этнические болгары, исповедующие ислам.

- Айнур, так вы в Прилепе кто- турки или помаки? - поинтересовалась я, зайдя в магазин за покупками.

- Конечно, турки. И говорим мы между собой по- турецки,- улыбнулась Айнур,- Помаки говорят по- болгарски, это их родной язык. Они в Босилково живут, а в нашем селе их нет.

И Айнур рассказала, что её пятилетний сынишка, из-за карантина по коронавирусу полтора года не посещавший детский сад,
напрочь забыл болгарский язык. А теперь он снова пошёл в садик и не понимает воспитательниц. Придётся дома всей семьёй с ним говорить по-болгарски, чтобы поскорее решить эту проблему.

А я подумала, что было б интересно как- нибудь съездить в Босилково и посмотреть это село. Ну, что там- километров 15 - 20 от нас. Невелико расстояние.

И вот мы с Татьяной в Босилково.

-2

Ничего экстраординарного, разумеется, в Босилково я увидеть и не рассчитывала.

Село расположилось на склоне горы и вытянулось вдоль дороги. Окрестные поля распаханы. На въезде в село - большие пасеки. Дома типичной для здешних мест архитектуры. Уже начали привозить дрова, возле многих домов- груды дубовых брёвен и мужчины их пилят и колят.

Мимо нас по дороге прошло несколько женщин в возрасте. На них- шаровары в мелкий цветочек, тёмные блузки и платки. Пожилые турчанки в сёлах, как правило, одеваются примерно так же.

Дома просторные, видимо, строились когда-то из расчёта на большие семьи. И хозпостройки при них впечатляюших размеров. Равно как и парники. Похоже, жители здесь не только занимаются пчеловодством, но и выращивают на продажу овощи и зелень.

-3

И, конечно, красивейшие пейзажи, открывающиеся прямо с дороги.

-4

Наше с Таней появление, разумеется, не осталось незамеченным. К нам подошли две женщины и стали расспрашивать, кто мы такие и что тут делаем.

Мы сказали, что из Подвиса.

- О, рускини! Вы, наверное, к Гошо-руснаку приехали? Он сейчас дома, пойдёмте, мы покажем, где он живёт.

И нам показали большой дом, на котором развевался триколор.

Вот уж что мы не ожидали увидеть, приехав в помацкое село,- так это российский флаг.

-5

Ну, что, пошли знакомиться с соотечественником.

Крепкий сибиряк лет шестидесяти с небольшим по имени Георгий встретил нас радушно и пригласил на кофе.

- Да я давно тут живу, уже восемь лет. Сначала год жил в Прилепе, а потом продал там дом и перебрался в Босилково. Понравилось мне это село, люди здесь хорошие. Дружные, работящие, всегда друг другу помогают. Только очень тихие и безропотные. Не, представляете- закрыли кооперативный магазин, нерентабельно, мол. Людям даже хлеба купить негде стало. И все молчат. Так я поехал в Сунгурларе к начальству, устроил там разгон- быстренько снова магазин открыли. Правда, частный, но какая разница?

Было видно, что Георгию доставляет удовольствие говорить по- русски. Соскучился по родной речи.

- А дрова? Эта "лесная мафия " вконец обнаглела. Заказал и оплатил пять кубиков- привозят четыре. Специально замерил. Пошёл к соседу Наско- та же хрень. И у бабы Живки- тоже. Снова пришлось скандалить и разборки устраивать. Ничего, эти деятели всем довезли , что недоставало. Вроде больше не жульничают, им тоже неприятности не нужны.

- Гоша, а сколько здесь людей живёт?

- Да человек семьдесят.

- И маршрутка не ходит?

- Нет. У нас тупик, дальше за селом дорога заканчивается. Но тут в каждом доме, считай, есть машина, если кому надо куда- то съездить - вообще не проблема. Да я говорю, народ здесь дружный.

Зазвонил телефон.

- Это Наско, сосед. У него сейчас стройка, я обещал помочь. Ну, сейчас и пойду. Спасибо, девочки, что в гости заглянули.

Мы с Таней ещё прошлись по селу. Мечети в селе не было. Наверное, верующие по праздникам в Прилеп ездят.

Я почему-то подумала, что мужчине в помацком селе жить, конечно, проще.

Всё- таки традиции- штука живучая. Моя двоюродная сестра, жившая в Северном Казахстане, когда-то вышла замуж за бывшего одноклассника, крымского татарина по национальности. Любовь у них была с девятого класса. Его большое семейство, депортированное в Казахстан из Крыма в 1944 году, в значительной мере придерживалось в быту шариатских установок. От невестки- немки родители мужа были не в восторге и сестрёнке постоянно приходилось выслушивать от свекрови замечания, что она неправильно себя ведёт. Например, ходит по улице с мужем под ручку вместо того, чтобы идти в двух шагах сзади, как положено приличной замужней женщине.

Однако потом у свёкра- комбайнера как-то во время страды затянуло руку в шестерёнки. Сестрёнка работала хирургом в областной больнице, свёкор к ней на операционный стол как раз и угодил. Руку удалось спасти и с тех пор сестрёнка стала самой любимой невесткой. Претензий к ней больше не было , а к праздникам свёкор неизменно ей дарил отрезы шёлка - превосходнейшего качества и невообразимых ядрёных расцветок. Выбирал по своему вкусу и дарил от души.

Давно всё это было. У сестры с мужем теперь уж и золотая свадьба не за горами. А их дети и внуки, конечно, не живут по шариату. Но они горожане. В сёлах традиции держатся дольше, хотя и тут всё меняется.

Надо было Георгия об этом поподробнее расспросить.

В Босилково он свой человек, наверняка знает.