Найти в Дзене

Метрики, KPI или просто поверить на слово?

Оглавление

Всем привет!

Одним из ключевых атрибутов ролей и кругов являются метрики. Сегодня я попробую рассказать, почему они важны и чем отличаются от KPI.

Вернемся к теории

Прежде всего, давайте вспомним, что такое роль и круг в нашем понимании.

Роль - это некоторая зона ответственности.

Сейчас, готовя эту статью, я выступаю в роли "Автор", предназначение (ответ на вопрос "зачем?") которой является:

Обратите внимание, что тут нет уточнения "текстовый контент", т.е. в роли Автор я могу и текст написать, и дизайн иллюстрации сделать, и даже видеоролик для вас снять.
Обратите внимание, что тут нет уточнения "текстовый контент", т.е. в роли Автор я могу и текст написать, и дизайн иллюстрации сделать, и даже видеоролик для вас снять.

В тот момент, когда для выполнения зоны ответственности требуется привлечение некоторых подзон (других ролей), роль превращается в круг. Некоторые круги могут насчитывать в себе до 10 ролей, а в некоторых появляются даже вложенные круги.

И вся эта структура требует операционной жизни. В кругах появляются проекты, на встречах участники обмениваются ожиданиями друг от друга - так появляются "Действия" и так далее.

Главный вопрос

Тем не менее, остаётся один важный вопрос - а справляется ли круг со своей зоной ответственности? Удаётся ли ему проектами выполнять своё предназначение? И вот тут на первый план выходят метрики.

Метрика – качественный или количественный измеримый показатель, необходимый для оценки выполнения Ролью (Кругом) своего Предназначения
(Кодекс СМАРТократии)

Именно метрика показывает в текущий момент, КАК справляется круг. Именно метрика отражает, КАКИЕ показатели наглядно демонстрируют операционную жизнь круга в текущий период времени.

Вот так в нашем софте мы отражаем метрики каждого круга
Вот так в нашем софте мы отражаем метрики каждого круга

Поэтому состав метрик - это такой же живой организм, как и, например, состав ролей или обязательств. С ходом времени они меняются, обновляются, какие-то метрики добавляются, какие-то становятся не актуальными. Лидер круга (лид-линк) самостоятельно определяет состав метрик на текущий период, опираясь на которые он может сказать, справляется ли вверенный ему круг со своей зоной ответственности или нет.

Как часто менять состав метрик - команды решают самостоятельно. По нашей практике это происходит в среднем раз в 3-4 месяца, хотя есть отдельные метрики, которые тянутся весь год (например, валовая выручка или количество вакансий).

Круг "Системное администрирование" обсуждает корректировки состава метрик.
Круг "Системное администрирование" обсуждает корректировки состава метрик.

Как считать?

Тут мы подходим к одному важному качеству метрики - это накопление значения. И вариантов тут два:

  1. Метрика считается нарастающим итогом с начала периода. Например, процент исполнения бюджета по расходам или количество телефонных разговоров.
  2. Метрика считается изменениями за прошедший период. Например, количество инцидентов за неделю или количество новых подписчиков на канал.

Исходя из смысла самой метрики, определяется и периодичность её сбора - от ежедневной до ежемесячной. Делать более редкий срез (например, ежеквартальные) тоже можно, но я не рекомендую этим злоупотреблять, так как получать оперативную информацию раз в квартал может оказаться уже поздно для принятия решений.

А как же KPI?

А чем же метрики отличаются от известных всем KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности)? Я выделяю 4 основных отличия:

  1. Метрика - это прежде всего индикатор. Показывает то, что происходило в прошедшем периоде. А KPI - это целевой показатель, к которому мы стремимся.
  2. Метрики меняются (заменяются) со временем, в зависимости от потребности, а KPI фиксируются на более длительный период.
  3. Метрики могут быть качественными, KPI же всегда количественный, число. Например, метрикой может быть качество документов или деловая репутация на рынке труда.
  4. Метрики (особенно в случае метрик круга) - это больше про команду, про результат её работы. KPI чаще используют как инструмент фокусировки и мотивации конкретного сотрудника.

И тот, и другой инструмент, на мой взгляд, имеют право на жизнь и могут применяться в связке. Более того, некоторые метрики и KPI даже совпадают - и в этом нет никакого противоречия.

Заполняем метрики. Относимся к делу ответственно :)
Заполняем метрики. Относимся к делу ответственно :)

Тем не менее, важно помнить, что в живых структурах качество зоны ответственности определяется не только числовыми показателями, но и оправданием ожиданий других сотрудников.

Ведь, "зона ответственности" и "обязательства роли" - это не то, что я должен делать, а то что другие вправе от меня ожидать!

Хороших вам новостей, увидимся в изменившемся мире!