Всем привет!
Одним из ключевых атрибутов ролей и кругов являются метрики. Сегодня я попробую рассказать, почему они важны и чем отличаются от KPI.
Вернемся к теории
Прежде всего, давайте вспомним, что такое роль и круг в нашем понимании.
Роль - это некоторая зона ответственности.
Сейчас, готовя эту статью, я выступаю в роли "Автор", предназначение (ответ на вопрос "зачем?") которой является:
В тот момент, когда для выполнения зоны ответственности требуется привлечение некоторых подзон (других ролей), роль превращается в круг. Некоторые круги могут насчитывать в себе до 10 ролей, а в некоторых появляются даже вложенные круги.
И вся эта структура требует операционной жизни. В кругах появляются проекты, на встречах участники обмениваются ожиданиями друг от друга - так появляются "Действия" и так далее.
Главный вопрос
Тем не менее, остаётся один важный вопрос - а справляется ли круг со своей зоной ответственности? Удаётся ли ему проектами выполнять своё предназначение? И вот тут на первый план выходят метрики.
Метрика – качественный или количественный измеримый показатель, необходимый для оценки выполнения Ролью (Кругом) своего Предназначения
(Кодекс СМАРТократии)
Именно метрика показывает в текущий момент, КАК справляется круг. Именно метрика отражает, КАКИЕ показатели наглядно демонстрируют операционную жизнь круга в текущий период времени.
Поэтому состав метрик - это такой же живой организм, как и, например, состав ролей или обязательств. С ходом времени они меняются, обновляются, какие-то метрики добавляются, какие-то становятся не актуальными. Лидер круга (лид-линк) самостоятельно определяет состав метрик на текущий период, опираясь на которые он может сказать, справляется ли вверенный ему круг со своей зоной ответственности или нет.
Как часто менять состав метрик - команды решают самостоятельно. По нашей практике это происходит в среднем раз в 3-4 месяца, хотя есть отдельные метрики, которые тянутся весь год (например, валовая выручка или количество вакансий).
Как считать?
Тут мы подходим к одному важному качеству метрики - это накопление значения. И вариантов тут два:
- Метрика считается нарастающим итогом с начала периода. Например, процент исполнения бюджета по расходам или количество телефонных разговоров.
- Метрика считается изменениями за прошедший период. Например, количество инцидентов за неделю или количество новых подписчиков на канал.
Исходя из смысла самой метрики, определяется и периодичность её сбора - от ежедневной до ежемесячной. Делать более редкий срез (например, ежеквартальные) тоже можно, но я не рекомендую этим злоупотреблять, так как получать оперативную информацию раз в квартал может оказаться уже поздно для принятия решений.
А как же KPI?
А чем же метрики отличаются от известных всем KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности)? Я выделяю 4 основных отличия:
- Метрика - это прежде всего индикатор. Показывает то, что происходило в прошедшем периоде. А KPI - это целевой показатель, к которому мы стремимся.
- Метрики меняются (заменяются) со временем, в зависимости от потребности, а KPI фиксируются на более длительный период.
- Метрики могут быть качественными, KPI же всегда количественный, число. Например, метрикой может быть качество документов или деловая репутация на рынке труда.
- Метрики (особенно в случае метрик круга) - это больше про команду, про результат её работы. KPI чаще используют как инструмент фокусировки и мотивации конкретного сотрудника.
И тот, и другой инструмент, на мой взгляд, имеют право на жизнь и могут применяться в связке. Более того, некоторые метрики и KPI даже совпадают - и в этом нет никакого противоречия.
Тем не менее, важно помнить, что в живых структурах качество зоны ответственности определяется не только числовыми показателями, но и оправданием ожиданий других сотрудников.
Ведь, "зона ответственности" и "обязательства роли" - это не то, что я должен делать, а то что другие вправе от меня ожидать!
Хороших вам новостей, увидимся в изменившемся мире!