«Обратная связь» по-советски: без «Квартета И», но с Гурченко и Янковским

1,4K прочитали

А ещё в производственной драме 1978 года «Обратная связь» снялись Михаил Ульянов, Игорь Владимиров, Кирилл Лавров, Наталья Гундарева, Валентина Талызина, Михаил Погоржельский, Игорь Дмитриев, Леонид Неведомский. Фантастическая россыпь гениальнейших советских артистов! Увы, с приходом новой эпохи в конце прошлого века ленты такого плана канули в лету и сейчас их порой даже не включают в фильмографию исполнителей.

Кадр из фильма «Обратная связь»
Кадр из фильма «Обратная связь»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Производственные драмы кинематографистами не особо ценились, хотя если за дело брались профессионалы, то картины в итоге получались крепкими, добротными и действительно интересными, которые, несмотря на кажущуюся банальность тематики, зрителей заинтересовывали.

Так случилось и с «Обратной связью», который поставил режиссёр Виктор Трегубович.

Сценарий создал Александр Гельман, чей фильм «Премия»,тоже производственная драма, вышедший в 1974 году, был обласкан властью и даже получил госпремию СССР. Спустя три года Гельман решил вновь взяться за похожий материал и снова преуспел (кстати, в 1980 году выйдет ещё одна производственная драма по сценарию Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся» в постановке Татьяны Лиозновой. И это, пожалуй, на сегодня самая известная его работа).

Ставить картину поручили Виктору Трегубовичу. На тот момент у него уже было несколько лент, а самой успешной стала «Даурия» (1971). За производственную драму Трегубович взялся впервые, зато ему удалось собрать на площадке настоящих знаменитостей.

Первым на «Ленфильм», где снимали ленту, попал Олег Янковский. Он сыграл главного героя и в «Премии», был знаком со сценаристом Александром Гельманом, и тот его очень ценил (и как раз по этой причине Олег Янковский потом получит роль и в «Мы, нижеподписавшиеся»).

Фото со съёмок. Олег Янковский
Фото со съёмок. Олег Янковский

На роли начальника стройки, где, собственно, и разворачивается действие, пригласили Михаила Ульянова, а в образе секретаря Обкома предстал Кирилл Лавров. Обоим было не привыкать играть чиновников, оба многажды выступали в подобных ролях и в кино, и в театре.

Фото со съёмок. Михаил Ульянов
Фото со съёмок. Михаил Ульянов

Партийными деятелями стали в «Обратной связи» стали также Игорь Владимиров и Леонид Неведомский, что тоже мало кого удивило. А вот приглашение Игоря Дмитриева на роль парторга стало неожиданностью: как правило, этот артист примерял на себя образы исторических персонажей, аристократов, водевильных героев, но вот представители партии или современные чиновники в его фильмографии — большая редкость.

Фото со съёмок. Зоя Соколова и Михаил Ульянов
Фото со съёмок. Зоя Соколова и Михаил Ульянов

Особо стоит отметить роль Людмилы Гурченко. Ей режиссёр доверил сыграть борца за правду, женщину, которая пытается добиться правильного решения, пусть и дорогой ценой. К концу семидесятых Гурченко потихоньку начала выходить из опалы, снималась всё чаще, причём не в эпизодах или проходных ролях, в в главных. Правда, в «Обратной связи» она предстала в образе, не совсем для неё характерном. Зрители привыкли видеть актрису женщиной яркой, музыкальной, искрящейся, иной раз гротескной. Конечно, серьёзные драматические роли у неё тоже случались, будь то «Двадцать дней без войны» (1976) или «Пять вечеров» (1978), но это были всё-таки исключения.

Трегубович же нарядил эффектную актрису в строгие костюмы мрачных цветов, ведь в картине она стала сотрудницей завода-экономистом, попросил гримеров делать актрисе минимальный макияж, а на площадку выпускать с простой причёской, чтобы ничего в ней не напоминало героиню мюзиклов и комедий.

Берясь за фильм, Виктор Трегубович изначально знал, что показать лишь внешнюю сторону событий — для него мало. Ему хотелось, чтобы зритель увидел или хотя бы попытался увидеть, что происходит в душах героев, которым приходится принимать крайне сложные решения. Поэтому

в «Обратной связи» очень много крупных планов, и это великолепная галерея жестов, мимики, мельчайших движений в исполнении подлинных мастеров кино.

Кстати, в паре эпизодов режиссёр появился сам — он сыграл мастера участка и выделялся тем, что оказался единственным в кадре с растительностью на лице.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Отдельно хочется сказать о музыке. Её для фильма написал Алексей Рыбников, композитор с необычным узнаваемым почерком. Хотя на мой пристрастный взгляд, здесь музыка не совсем похожа на то, что обычно делал Рыбников. У него почти всегда в композициях есть что-то космическое, магическое, завораживающее, а в «Обратной связи» это явные звуки напряжения, в них чувствуется энергия проблемы, она даже как-то довлеет над зрителем. А в первых кадрах даже чем-то походит на сюиту Георгия Свиридова «Время, вперёд!», но звучит куда более тревожно и предрекает сложности (это очень личное и субъективное восприятие, разумеется).

Фото со съёмок. Олег Янковский и Кирилл Лавров
Фото со съёмок. Олег Янковский и Кирилл Лавров

В 2020 году вышла российская комедия «Квартета И» с точно таким же названием — «Обратная связь». Решительно ничего общего между этой историей и лентой 1978 года нет. Это фильмы разных жанров, разных эпох, о разных людях и с совершенно разным сюжетом.

И пусть производственные драмы сейчас кажутся устаревшими и утерявшими актуальность, актёры советской школы в очередной раз доказывают, что талант в любой ситуации остаётся талантом.

Не буду раскрывать сюжет, но скажу, что в финале участникам истории пришлось принимать очень непростое решение и выбирать меньшее из двух зол. И всё потому, что кто-то вовремя не отреагировал на замечания. Герой Игоря Владимирова, первый секретарь Обкома, сказал, что

непростительно долго шёл сигнал обратной связи, потому все и оказались на краю пропасти.

А вам случалось бывать в подобных переделках?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

А ещё в производственной драме 1978 года «Обратная связь» снялись Михаил Ульянов, Игорь Владимиров, Кирилл Лавров, Наталья Гундарева, Валентина Талызина, Михаил Погоржельский, Игорь Дмитриев, Леонид-7

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: