Проторенессанс (Предвозрождение) – период в итальянской культуре пробуждающий интерес божественного мира в земной жизни, проявление человеческих черт в священных полотнах. Развитие происходило во время готики в Европе, однако Византия, которая была крепко связана культурными аспектами с Италией, потерпела худшее время для государства – нашествие крестоносцев. Это послужило эмиграции мастеров из Византии в Италию. Плавное развитие предвозрождения искусствоведы называют дученто (1200-е годы, или XIII век – развитие тенденций в архитектуре и в скульптуре) и треченто (1300-е, или XIV столетие – бурное развитие живописи).
В.Н. Лазарев выдвинул концепцию, почеркнув идею о том, что проторенессанс это период Раннего Возрождения второй половины XIII – начала XIV веков. Важнейшую роль в развитии сыграл Джотто ди Бондоне – основоположник итальянской школы живописи, считается одним из первых художников, начавших использовать новые способы изображения пространства. Мастер, который вдохновил величайших художников эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и др.
Его работы имеют человеческие реакции, эмоции у божественных героях. Джотто заменяет золотой фон на синий цвет (неба), показывая, что библейские персонажи спускаются с небес на землю и становятся более человечными.
Можно посмотреть на сцену «Оплакивание Христа» , художник показал страдание героев, которые сняли с креста Иисуса. Они чувствуют скорьб и проявляют ее по своему – женщина прижала руки к лицу, скорее плача от боли, другая подняла вверх руку, мужчины смотрят со стороны, не мешая оплакивать утрату. Но большую утрату понесла Мария, которая нежно обняла тело своего сына, передавая всю оставшуюся материнскую любовь. Фигуры героев имеют объемность, переданы складки одежды, эмоции и движения с разных ракурсов. Также можно обратить внимание на ангелов, которые передают те же чувства, что и испытывают женщины.
В работе «Мадонна Оньисанти» чувствуются черты византийских правил, но Джотто уже начал использовать реалистичные черты - передаются детали складок на одежде, объем тела. В центре сидит Мадонна с младенцем Иисусом. Ее белая туника подчеркивает грудь, что делает более женственной, младенец имеет лицо и фигуру живого ребенка. Джотто уделил внимание на пространство – трон стоит на мраморном полу в центре работы, левая и правая сторона уходят в глубь пространства, что более выдвигает вперед акцент на Марию и Иисуса.
Часто можно столкнуться с работами образов Богоматери Мадонны, к которым прибавляется какое-то имя. Чаще это имя заказчика, последнего владельца, название церкви. Оньисанти - церковь Всех святых во Флоренции.
Немалую работу сделали братья из Сиены – Амброджо и Пьетро Лоренцетти. Амброджо в своей работе «Плоды доброго правления» ушел от принятых религиозных представлениях. Мастер пытался зарисовать весь пейзаж сельской местности, что способствовало узнаваемости фона в реальной жизни. Для искусства этого времени – это стало настоящим прорывом. Амброджо передал объем и движение фигур с разных сторон,сумев показать действие жизни в картине.
Пьетро Лоренцетти в своей работе «Несение креста» сумел показать темперамент героев и трагизм происходящего на полотне. Прорисовка смогла отразить чувства скорьби через эмоции героев.
Также свои труды в развитии проторенессанского периода приложили Пьетро Каваллини и Чимабуэ.
В мире скульптур также произошли изменения – пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства стали главным акцентом этого периода. Основоположники проторенессанса в скульптуре являются Арнольфо ди Камбио, Джованни Пизано и Никколо Пизано.
Пизано – это прозвище нескольких знаменитых итальянских скульпторов и архитекторов XIII–XIV веков, мастеров итало-византийского искусства и проторенессанса.
Архитектура не имела таких явных признаков, как другие области искусства, но также оставила немало ярчайших моментов в предвозрождении.
Ярким представителем литературы был Данте Алигьери («Божественная комедия») . Для литературы характерно чувственное усиление, реалистичность образов. К этому периоду относится поэзия школы «дольче стиль нуово» (характеризуется разрешением проблем средневековой лирики — взаимоотношения «земной» и «небесной любви».)