Найти тему
Четыре Семерки

Блеск и драма третьего состава Rainbow...

Период после 1976 года и выхода Rising всегда был для меня наиболее загадочным в биографии Rainbow. Это было время, когда отличный, казалось бы, второй состав группы в короткое время снова остался без двух ключевых музыкантов и в группе началась вереница увольнений и поиски новых достойных исполнителей на замену. Достаточно сказать, что один только Тони Кейри был уволен из группы трижды! Нетрудно догадаться - кто был главным виновником этой "карусели".

Группа к началу 1977 года была на пике. Вспоминает Ронни Дио:

"...первые гастроли по Японии были похожи на сон. А кроме этого, стоит сказать и о самих концертах. Мы везде были хэдлайнерами. Выступали только на стадионах. Мне стало казаться, что это куда больше и куда лучше, чем я смел представлять.
Начали мы со спортивной арены в Токио вместимостью 10 тысяч человек, а потом в течение пары недель отыграли несколько наших лучших концертов в Осаке, Нагое, Киото и Фукуоке, затем вернулись в Токио, где завершили тур двойными шоу в легендарном Будокане вместимостью 30 тысяч человек.
Да и сами концерты у нас вышли на новый уровень. Над сценой возвышалась Радуга, теперь она работала без перебоев, каждое шоу начиналось с записанного голоса Джуди Гарланд, которая произносила классическую цитату из «Волшебника из Страны Оз»: «Тото, мне кажется, что мы больше не в Канзасе. Наверное, мы где-то за Радугой!». (с)

Несколько концертов тура по Японии были записаны под неусыпным контролем Мартина Берча.

"Из всех невероятных концертов Rainbow, я бы хотел сохранить именно эти, они показывают группу в лучшей форме, когда она еще была настоящей группой."(с) ( Ронни Дио)

Если внешне группа выглядела великолепно, то за фасадом все было не так хорошо. Во время тура по Британии и Европе 1976 года Тони Кейри был уволен из группы в первый раз. Весьма внезапно.

Из биографии Ронни Дио:

"После завершающего концерта британского тура в забитом до отказа городском холле Ньюкасла Ричи принял решение уволить Тони Кэйри. Мне кажется, официальной причиной было неудовольствие Ричи игрой Тони, который на том концерте немного переиграл. Якобы его игра слишком усложнила музыку. Что? Я этого не понял. Наши концерты должны быть свободными, прогрессивными, никаких ограничений. Но не для Тони. Никакого предупреждения; сразу увольнение."(с)

Впрочем, перед началом тура по Японии Тони в группу вернули. Тем не менее отношения между клавишником и лидером группы - Ричи Блэкмором оставались натянутыми, так что грозовая туча отнюдь не развеялась. Что и подтвердили последующие события.

 Третий состав Rainbow на сцене.
Третий состав Rainbow на сцене.

Ричи Блэкмор в то время принимал решения исходя из достаточно циничного прагматизма. Пока музыкант был нужен - он оставался в группе, даже несмотря на плохие отношения. При этом для всех было уже ясно, что он будет уволен "как только, так сразу", иначе говоря - как только появится достойная замена. В этом плане показательны эпизоды с Тони Кейри и Крейгом Грубером, которые несколько раз привлекались к работе, и без всяких особых сантиментов выставлялись за порог, когда надобность в них отпадала.

"По окончании тура по Японии Тони снова был уволен, что уже не стало ни для кого особой новостью -все именно этого и ждали.

Когда по окончании тура 76-го года мы вернулись домой, Тони Кэйри уволили, на этот раз по-настоящему. Не помню, какую причину назвали прессе, но на самом деле Ричи и Тони подрались, и Ричи выкинул его из группы. Тони знал, что наш тур по Японии станет для него последним. Мы все это знали. По крайней мере, нам так казалось."(с) (Ронни Дио)

А вот что стало неожиданностью, так это увольнение Джимми Бейна. К тому времени у басиста сложились и хорошие личные отношения с остальными участниками группы, что немаловажно, и в особенности - с Дио. Джимми был весельчаком, который любил и умел хорошо отдохнуть, в то же время полноценно выкладываясь и на сцене. Есть версия, что именно излишняя склонность бас-гитариста к веселому времяпровождению и стали причиной неудовольствия Блэкмора, который уже вошел во вкус роли диктатора и вершителя судеб!

Если верить Дио, то именно это увольнение стало первой серьезной трещиной в отношениях с Ричи. Цепочка таких событий со временем приведет к тому, что Ронни в итоге покинет группу.

Из биографии Дио:

"В результате в начале 1977 года я был в сильном замешательстве. Rainbow была на вершине. Менеджеры и лейбл говорили, что следующий альбом «раскрутит» нас в Америке. Конечно, на бумаге так оно и казалось, но внезапное увольнение Джимми без всякого обсуждения со мной для меня все изменило. Я был готов прикладывать усилия, чтобы создавать классную музыку с Ричи и Кози, продолжать развивать группу в плане творчества, но я осознал, что во мне что-то перегорело. Очарование немного рассеялось."(с)

Чехарда в составе привела к тому, что первые месяцы 1977 года были потрачены на поиски новых музыкантов....взамен отмененного американского тура. Группа работала над будущим концертным альбомом On Stage, на основе записей концертов в Германии и Японии. Он должен был выйти в одно время с отложенным туром по США, однако выход пластинки был перенесен на июль 1977 года, чтобы выкроить время на прослушивания кандидатов. Соответственно, работать над новой студийной пластинкой стало значительно труднее.

Rainbow 1977
Rainbow 1977

источник

"Мы прослушивали высококвалифицированных клавишников, включая Марка Стейна, который очень нам подходил. Марк играл в Vanilla Fudge, Джон Лорд часто упоминал, как восхищается игрой Марка. «Он был полезным источником трюков на Хаммонде», говорил Джон. Как ни странно, до этого Марк играл в группе Томми Болина. Томми удалось записать с Deep Purple только один альбом, прежде чем за год до описываемых событий его пристрастие к (веществам) не потопило группу. Потом он выпустил сольный альбом «Private Eyes», на котором играл Марк. <.....> Мне было интересно, что обо всем этом думал Ричи. Хотя значения это не имело. По какой-то причине Ричи решил, что Марк нам не подходит.

Затем он пригласил на прослушивание Мэтью Фишера. Я не видел Мэтью с тех пор, как мы с ним в Лондоне записывали первую сессию «Black Sheep Of The Family». Мне нравились Procol Harum, и я решил, что выбор падет на Мэтью. И снова ошибся. Потом был Эдди Джобсон, умевший играть на клавишах и синтезаторах, а также на прозрачной электроскрипке. Эдди с успехом выступал с Брайаном Ферри и Roxy Music, но группа долгое время стояла без дела, и ему нужна была работа. Эдди потом будет играть с Фрэнком Заппой, Jethro Tull и Yes, но Ричи он не подошел."(с) (Ронни Дио)

В итоге в группу был приглашен Дэвид Стоун, который в это время играл в канадской прог-роковой группе Symphonic Slam, трио, которое было основано музыкантом финского происхождения Timo Laine. Я настоятельно рекомендую альбом этой группы от 1976 года к прослушиванию - это очень сильная работа!

Вот один, произвольно взятый, трек из альбома, который дает некоторое представление об общем звучании и работе Дэвида Стоуна, в частности.Ричи услышал одну из песен группы по радио и решил пригласить Дэвида Стоуна в Rainbow.

"Дэвид не просто был хорошим клавишником, он умел играть классику и джаз, знал, как создавать прекрасные музыкальные полотна. Кстати, в промежутках между поисками Ричи вернул Тони Кэйри, чтобы мы могли хотя бы начать записывать новый альбом. Так что хотя технически Тони был уже дважды уволен из Rainbow, он в итоге записался в трех песнях, включая «Long Live Rock’ N’ Roll», которая уже тогда планировалась как заглавная на альбоме."(Ронни Дио)

Таким образом Тони Кейри оказался временно в составе в третий раз. Впрочем снова ненадолго.

"Мы тогда находились во Франции, записывали альбом, и Тони, может быть, даже остался бы в группе, если бы постоянно не действовал Ричи на нервы. Тони был очень по-американски шумным, а с Ричи не стоит заводить разговор, пока он не начнет говорить первым. Он любит тишину и покой. Все стало очевидно, когда Тони начал постоянно звонить домой. Его уже все достало, и он то и дело общался со своими знакомыми из Лос-Анджелеса. Постоянно говорил, что хочет домой, и Ричи исполнил его желание. Когда Тони в третий и в последний раз ушел, мы с Ричи написали об этой ситуации песню «L.A. Connection». А потом в студию прилетел Дэвид и записал для нее клавиши."(с)

Это многое проясняет в истории песни L.A. Connection! Честно скажу - автобиография Дио для меня стала просто таки волшебным эликсиром, который удалил многие белые пятна в истории одной из самых любимых групп.

А в Rainbow еще был некомплект с бас- гитаристом...

Дио снова предложил кандидатуру Крейга Грубера, с которым продолжал поддерживать хорошие отношения, и музыканта даже вернули в группу...на один месяц. Ричи снова что-то не понравилось и Грубер был уволен. Забегая вперед стоит сказать, что этому музыканту, видимо, действительно чего-то не хватало - он дважды играл в Rainbow, привлекался к работе в Black Sabbath, с ним сотрудничал Гари Мур. Но закрепиться в высшей лиге ему так и не удалось.

Следующим кандидатом стал Марк Кларк, до этого игравший в Colosseum. Он даже прилетел во Францию, где в то время работала группа. Однако, во время записи возникли сложности - Ричи не понравилась манера звукоизвлечения Марка - пальцами, а не медиатором, как того хотел Блэкмор...Музыкант был уволен.

В итоге выбор пал на Боба Дейсли. Дейсли успел поучаствовать в блюз-роковой группе Chicken Shack, а перед тем как попасть в Rainbow играл в коллективе под названием Widowmaker.

Как звучали Widowmaker в 1976 году? Довольно таки неплохо! Вот ремастерированное аудио с балладой Pin A Rose On Me, которое дает некоторое представление об их музыке.

По воспоминаниям Дейсли, он еще раздумывал перед тем, как покинуть свою группу, поскольку чувствовал себя там неплохо. Widowmaker в то время записывали неплохую мелодичную музыку и Дейсли какое-то время все устраивало.

Уйти к Блэкмору его подтолкнул конфликт с остальными участниками, а так...кто знает - как сложилась бы судьба этого музыканта, не прими он предложение Ричи? В любом случае, Блэкмор брал в группу очень сильных музыкантов, которые и в своих предыдущих коллективах записывали талантливую музыку, поэтому мне кажется любопытным проследить - что они записывали до своей работы с Человеком в Черном.

"Боб прилетел во Францию и как раз успел записаться в трех песнях и дожить в нашем составе до гастролей.
«Long Live Rock’ N’ Roll» записывался в какой-то странной атмосфере. В студии Musicland работали ELO, они записывали двойной альбом «Out Of The Blue», мы не стали их ждать и отправились во Францию, в замок Д’Эрувиль неподалеку от Понтуаза. Замок был построен в XVIII веке, сейчас в нем располагается известная студия звукозаписи. Его называют «Honky Chateau» - из-за того, что там Элтон Джон записал свой одноименный альбом. Замок стал домом для множества известных артистов, включая T. Rex, Pink Floyd, Jethro Tull, Дэвида Боуи, Bad Company – список можно продолжать."(с)

Rainbow 1977
Rainbow 1977

источник

История и атмосфера записи Long Live Rock’ N’ Roll вообще заслуживают отдельного повествования, а пока остановимся собственно на музыке:

"В дневное время, когда техника работала без вмешательства потусторонних сил, и несмотря на неуверенность в том, кто же будет играть в Rainbow, когда мы все-таки закончим альбом, мы создавали невероятную музыку. Заглавная песня «Long Live Rock’ N’ Roll» была славным гимном. Это один из самых цепляющих риффов Ричи, остальная часть песни пришла ко мне сама собой. То же самое можно сказать и про «L.A. Connection», основанной на фирменном напористом риффе Ричи.
А еще была «Kill The King». Она уже показа себя в туре, нам лишь оставалось запечатлеть эту молниеносную песню в студийных условиях. И-за названия большинство людей решили, что я снова написал текст на средневековые темы, но в этот раз все было не так. На самом деле песня про шахматный матч. Я люблю шахматы – как игру, как метафору жизни и смерти, и как прекрасно работающий способ потренировать мозг. А в данном случае и как отличную идею для песни!
Однако центральной песней альбома стала «Gates Of Babylon», еще одна абсолютно эпичная песня, которую написали мы с Ричи, в ней присутствуют необычные гармонии и оркестровые партии, написанные Дэвидом Стоуном, исполненные Баварским струнным ансамблем под руководством дирижера Райнера Питча, Ричи предложил ему прилететь к нам из Мюнхена. Годы спустя самый большой фанат Блэкмора и звезда гитары сам по себе, Ингви Мальмстин, называл «Gates Of Babylon» важнейшей точкой в своем музыкальном образовании.
А еще была очень личная для меня песня, искренне и просто написанная для той, кого я люблю: «Rainbow Eyes». Название я придумал, потому что у Уэнди самые невероятно красивые глаза, которые меняют цвет в зависимости от настроения или освещения. Иногда они зеленые, иногда голубые, а иногда карие. Ричи написал мягкую гитарную аранжировку, которую мы дополнили скрипками, виолончелью, виолой и флейтой. Песня стала удивительно мягким завершением альбома."(с) (Ронни Дио)

Со всеми словами Дио можно только согласиться. Альбом великолепен. Последняя, по настоящему магическая и по хорошему роковая работа группы...дальше начались компромиссы. А в 1977-м Rainbow вышли на свой очередной пик формы.

Увы, дальше события пошли, мягко говоря, не по оптимальной траектории. Rainbow выдавали невероятную музыку, которая не пользовалась тем коммерческим успехом, которого заслуживала. В рассказе Дио легко читается разочарование...

"Когда в июле 1977 года вышел «On Stage», мы все еще заканчивали «Long Live Rock’ N’ Roll». Это была эпоха великих двойных концертных альбомов. Позднее в том же году двойные концертные альбомы выпустили Kiss и The Rolling Stones, а примерно через год группы Thin Lizzy и UFO попали на высокие места в чартах со своими двойными концертниками. Во времена до Интернета услышать другим способом концертные записи своих любимых групп можно было только через пиратские бутлеги, большинство которых отличались третьесортным качеством и продавались по крайне завышенным ценам.
В случае с Kiss, а до них с Humble Pie, их концертные альбомы пробили им дорогу в американские чарты. Думаю, наш лейбл надеялся, что «On Stage» сделает то же самое для Rainbow. Пластинка получила отличные отзывы и снова попала в Топ-10 в Британии и Европе, но в США достигла лишь 65 позиции.
Приставьте мне к голове пистолет и заставьте говорить, и я скажу, что если бы мы придерживались первоначального плана, по которому должны были отправиться в масштабный тур по Америке вместе с выпуском «On Stage» вместо того, чтобы распускать блестящую группу, которая записала альбом, то я уверен, что пластинка стала бы намного успешнее в Америке."(с)

В ходе европейского турне, в Вене Ричи угодил за решетку из-за конфликта с администратором концертного зала, который вел себя, мягко говоря, по хамски, как по отношению к публике, так и по отношению к музыкантам на сцене. Это чуть было не послужило причиной срыва следующего концерта в мюнхенском Olympiahalle, но Ричи удалось освободить под залог и он успел присоединиться к своим музыкантам прямо во время концерта, хотя и с опозданием. По словам Дио в тот вечер они играли как Боги!

В целом же, 1977-ой и 1978-ой годы были временем классной музыки, которая записывалась и игралась на фоне череды удручающих событий. Дело медленно, но верно шло к закату...

Дио:

"В то время группа все еще крепко стояла на позиции «один за всех и все за одного». Пройдет всего девять месяцев, наступит тур по Америке 1978 года, и будет совсем другая история. «Long Live Rock’ N’ Roll» снова попал в Топ-10 в Британии, а заглавная песня стала нашим первым синглом, вошедшим в Топ-30. Также для нас это был самый успешный альбом в Германии и Скандинавии, но в Японии он продавался похуже, чем «Rising». Но самым неприятным для Ричи было то, что альбом едва попал в горячую сотню в США, с трудом дотянув до 89-й позиции. Из-за этого большую часть летнего тура по Америке в 78-м мы играли на разогреве у REO Speedwagon. А также открывали концерты Элиса Купера и Cheap Trick. Я мог с этим смириться, а Ричи нет. Он этого не говорил, но я это чувствовал. На некоторых концертах мы были хэдлайнерами, но ни один из них не проходил на стадионах. Весь тур словно был отравлен плохими эмоциями.
На концерте в Питтсбурге мы отыграли всего сорок пять минут, после чего Ричи ушел со сцены. Когда мы не вернулись, толпа устроила погром. На другом выступлении кто-то кинул в нас здоровенную петарду M-80, которая взорвалась как граната, когда мы собирались выходить на бис. Нечего и говорить, на бис в тот вечер мы так и не вышли. На некоторых шоу Ричи поворачивался к нам с группой спиной. Иногда просто уходил. Один раз вылез через окно в гримерке и уехал. Без объяснений. Без извинений."(с)

В какой-то точке, видимо, у музыкантов стали сдавать нервы. Магическая обстановка и воодушевление конца 1976 года сменились нервозной атмосферой неудач в 1978-ом. Последние концерты американского тура проходили откровенно плохо, сопровождаясь ссорами, поломками аппаратуры и различным неурядицами.

В конце концов Дио ушел, а вскоре после этого были уволены Дэвид Стоун и Боб Дейсли. Группу ждали перемена стиля...и долгожданный коммерческий успех. Но эта уже другая история.

Ронни Дио:

"Многие годы все говорили мне, как удивились, когда в 1978 году я ушел из Rainbow. Я улыбался и отвечал, что для меня самого это было сюрпризом, но это просто была шутка, чтобы скрыть разочарование. Мне нравилось петь в Rainbow. Я чувствовал, что между мной и Ричи есть что-то особенное, как между авторами и исполнителями. И я всегда буду признавать, что нахожусь у Ричи в долгу, не только за возможность, которую он мне дал, когда ушел из Deep Purple, но и за все, чему я у него научился – тому, что надо и что не надо делать. Когда я решил уйти, то чувствовал, что особого выбора у меня нет. Через короткое время после американского тура он уволил Боба Дэйсли и Дэвида Стоуна. Можно сказать, что я ушел до того, как меня выгнали, но не все так просто. Ничто не бывает просто, когда дело касается Ричи Блэкмора."(с)

Что сказать...Жаль. С другой стороны - все эти музыканты впоследствии сполна реализовали себя в новых проектах, так что конец этой истории не такой уж и печальный. У всякой медали - две стороны, нет худа без добра, а всякий конец - это начало...чего-то нового.

На этом сегодня прощаюсь.

Всем мира, добра и хорошей музыки!

#rainbow #hard rock #hard and heavy #ричи блэкмор #ронни джеймс дио #рок музыка

(Материал статьи целиком основан на фактах из новой автобиографии Ронни Джеймса Дио)

Другие статьи автора:

Ritchie Blackmore’s Rainbow. В гостях у сказки

Sweet. Off The Record. Достойная работа, не попавшая в хит парады

Почему звучание Rainbow так заметно изменилось в конце 70-ых?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц