Однажды Катерина припозднилась почти на полчаса и прибыла на рынок в девятом часу. Автобусы в выходные дни, куда ездила она торговать, ходили редко.
Места почти везде были заняты. Там, где обычно она устраивалась, заметила девчонку, и попросилась приткнуться рядом с ней. Та милостиво разрешила, тем более у Кати всего два ведра товару, и много ей не нужно места.
Кате было удивительно то, что девчонка занималась профессионально торговлей. Было такое ощущение, что она всю жизнь занималась этим делом.
Когда познакомились и разговорились, Катя сразу вычислила, что перед ней девчонка школьного возраста, хотя по росту она была выше её самой. По разговору женщина догадалась, что она примерно ученица 7 класса. На самом деле оказалось, что Амина (она назвала своё имя) окончила 6 классов.
У неё на импровизированном прилавке стояли полимерные ящики, заполненные чесноком, в стаканчиках горох зеленый в стручках.
Рядом с ними справа стояла женщина лет шестидесяти, и она активно включилась в их диалог.
— Девочка, а как тебя зовут?— обратилась с вопросом она.
— Амина, - коротко ответила девочка.
— А меня можешь звать тётя Люда, — милостиво разрешила женщина.
Женщина торговала огурцами и черной смородиной. А ещё у неё на импровизированном прилавке лежали вязаные детские пинетки, шапчонки и беретики, связанные крючком из хлопчатобумажных ниток белого цвета.
— А в каком классе учишься? — задала вопрос Катерина. — И, как принято, поинтересовалась, каковы успехи в школе.
— Да как сказать, учусь на тройки в основном, Нет, я не глупая, а только наша классная руководительница, (она же ведет русский язык и литературу), называет нас "тупарями". Особенно не может терпеть меня. Как ни стараюсь, четверки никогда не ставит. Вообще- то, она должна понимать, что у меня 7 вид. И это она любит подчеркивать каждый раз. А мне, думаете, приятно выслушивать это? И я начинаю грубить и огрызаться. Она начинает жаловаться моей маме. Она ругается на меня. Нет, она не бьет меня, а только гулять не отпускает с подружками.
Катерине любопытно стало, и она задала вопрос по морфологии.
— Амина, ты можешь перечислить самостоятельные части речи?
— Ой, столько времени прошло, я уже забыла всё.
— Ну, тогда скажи, что такое грамматическая основа предложения? Девочка явно затруднялась дать правильный ответ. Тогда Людмила перечислила части речи и стала читать мораль о важности учебы, для того чтобы получить хорошее образование и получить хорошую специальность.
— А кем ты хочешь стать после окончания школы? — поинтересовалась Катя.
— Я точно не решила ещё, но люблю рисовать, и неплохо получается у меня. Я даже в инете зарабатываю деньги. Меня просят нарисовать что - нибудь, и я посылаю им в личку. А как деньги получаешь от них? Мне наличные деньги приносят по адресу, пока только в нашем городе своим подписчикам делаю заказы. А вот, когда у меня будет зарплатная карточка, тогда смогу брать заказы и с других территорий и городов.
— Какая ты молодчина, Амина!— похвалили её обе женщины.
— А на что ты тратишь свои заработанные денежки?
— Я покупаю бумагу, краски, короче канцтовары. На сладости иногда трачу.
— А маме не отдаешь из своих заработанных? — спросила Людмила.
— Когда попросит на хлеб или молоко, отдаю, конечно. Она обычно возвращает назад.
Катя стала торговать ягодами, покупатели начали подходить, а Людмила продолжала вести беседу с девчонкой.
Что характерно, Амина слушала внимательно и не перечила и не огрызалась, как другие дети в этом возрасте. Несмотря на то, что она перешла в 7 класс, рассуждала по-взрослому.
Катерине хотя и неудобно было, но решилась задать вопрос девчонке:
— Амина, у тебя имя не русское, а кто по национальности будешь?
— Если судить по отцу, он у меня таджик. А у мамы столько кровей перемешано, можно со счёта сбиться: и цыганская кровь, и украинская, и русская, и татарская…— начала перечислять девчонка.
— Ого, какая богатая на родню, ты, Амина!— невольно воскликнула тётя Люда.
— А живёте, в каком районе? — вступила в беседу и Катерина. У неё товар после обеда пошёл хорошо, поэтому решила немного расслабиться и поболтать с соседками.
— Мы живем в пригороде в своём доме. А дом огромный у нас. И еще продолжается стройка. Держим кур для яиц, сажаем много овощей для себя и для продажи. Есть кустарники, яблони.
— А чеснок этот весь из вашего огорода? — полюбопытствовала Катерина. Ей просто интересно было, потому что каждый день в двух – трех полимерных ящиках выставляли для продажи на прилавке.
— Если бы вы знали, сколько грядок у нас отведено под чеснок. Она раскинула руки и стала показывать, откуда докуда грядки тянутся в огороде.
— А полоть и поливать много времени уделять приходится, наверное?— спросила тетя Люда.
— Мы все вместе поливаем. И мама, и сестра.
— А сколько лет твоей маме, Амина? — спросила Катерина.
— Моя мама совсем молоденькая. У меня есть старшая сестра, она от первого брака. Мама рано вышла замуж, но быстро развелась. У Марины отец русский. А у меня - таджик.
— И сколько же лет ей? — не отставала и Людмила.
— Если не ошибаюсь, ей исполнилось 38 лет.
Как-то довелось увидеть её на рынке. Она с утра привозит товар, высаживает дочку с товаром, а потом едет в лес за грибами или в заброшенные сады за вишней. Потом после обеда к часам четырём возвращалась с новым товаром - вишней. Обычно пять - шесть вёдер успевала собрать за день. Надобно сказать, что у неё товар всегда хорошо уходил. Она умела торговать.
— А папа тоже помогает вам в огороде?— задала очередной вопрос Катя.
— А он любил только на диване валяться, вкусно поесть и поспать, — бесхитростно отвечала девчонка.
— Почему любил? Теперь работает где- то?— вновь засыпала вопросами женщина у Амины.
— А его посадили за распространение наркоты. Уже год сидит. — Мама поддерживает отношения с ним? Ходит на свидание к нему? — задала вопрос, подошедшая тетя Людмила.
— Вначале ходила, передавала сигареты, вещи какие- то. Потом бабушка запретила, она всё твердила маме, что с ним жизни и будущего не будет уже. Да итак – то не было от Ахмеда пользы.— У меня мама всю мужскую работу делать умеет. Видели же, что сама водит машину. А в строительстве тоже толк имеет. Правда, иногда помогают двоюродные братья ей.
— Сколько стоит горох?— молодой человек подошел с маленьким мальчиком, ведя его за руку.
— А вот написано же, пятьдесят рублей за стакан.
— Сколько будете брать? Один? Два? — спросила Амина.
— Наложите мне стакана три, пожалуйста, — попросил мужчина, обращаясь на Вы.
Да и все к продавцам обращались уважительно на Вы, невзирая на возраст.
Под прилавком у девчонки стояло большое ведро с горохом. На столе она ставила не более четырёх стаканов. Однажды Катя задала ей вопрос:
— Почему больше стаканов не выставишь с горохом?
На что девчонка, близко подойдя к ней, на ушко прошептала:
— Покупатели будут думать, что горох не наш, а берём на фермерском поле. – А мы там и берём.
— Когда успеваете съездить за горохом?— удивлённо проговорила женщина. — Вы же здесь находитесь до самого вечера.
— Мы в десять вечера уже домой возвращаемся из поля. А потом до 12 часов ночи готовим товар для следующего дня на базар.
— А когда ложишься спать тогда? — опешили женщины от услышанной новости.
— Я укладываюсь в час ночи, а в три часа мама уже поднимает на базар. Снова готовим товар, всё таскаем в машину. Нам ведь ещё нужно место забить, а пока покупатели проснутся и явятся туда, мы в машине можем подремать.
— Вы удивляетесь, наверное, и думаете, что в каникулы школьники должны отдыхать? Я всё понимаю, конечно, знаю, что мама поступает неправильно, заставляя нас с сестрой всё лето торчать на базаре. — Если пожаловаться на неё, куда следует, то нас заберут в детдом. А нам это надо? Мы, зато с мамой будем вместе жить, — толково рассуждала девчонка.
Как-то Катерина обратила внимание на то, что Амина общается с каким- то парнишкой, который стоял поодаль от неё. И женщина удивилась, что у того товар точно такой же, как и у его подружки.
— Вы проследите за моим товаром, а я схожу к Артуру, ладно? — отпросилась девчонка у Людмилы. А Катя в это время отлучилась по своим делам.
Когда Катя проходила по базарному ряду, заметила, что Амина весело общается с парнишкой. Она подумала, что та друга нашла на базаре.
— Тётя Катя, познакомьтесь. Это мой двоюродный брат. Наши мамы – родные сёстры, — неожиданно ещё одну новость услышала она из уст Амины.
— Очень приятно познакомиться, молодой человек, — поприветствовала женщина мальчишку, который был почти одного возраста с сестричкой.
Как- то раз Катерина не заметила на прилавке у девчонки гороха. И задала вопрос:
— Горох уже пожелтел, что ли в поле? Не вижу товара на столе.
— Есть горох, только пока не решаюсь выставлять. Он ядовитый. Обработали их фермеры, чтобы мы не воровали, а мы всё равно берём. Но мы моем водой их, моем, вы не подумайте плохо, как бы извиняясь, — промолвила она. Катерине ничего не оставалось делать, как молча проглотить эту новость. Не пойдет ведь она закладывать свою искреннюю маленькую подружку.
Как-то дня два Катерина не заметила на рынке свою подружку. И порадовалась за неё, что та отдыхает перед учебным годом. Оказывается, она в те дни работала дома в огороде.
В какой- то день Амина торговала вместе с мамой. Точнее сказать, мама явилась на базар пораньше, примерно в три часа дня. Она привезла снова вишню и дикую малину. Чеснок у них брали килограммами, он был ходовой товар.
Амина торговала отдельно, у неё был отдельный столик, и подойдя к маме, предложила купить сок и чебуреки.
— Так иди и покупай, у тебя же есть деньги!— категорически заявила она.
Катерине давно было известно, что Амине и её двоюродному брату Артуру платят по 500 рублей за смену. Вот почему мама так ответила дочери.
А Амина рассказывала, куда тратит свои деньги. По её словам Катерина поняла, что уже с такого возраста девчонка знает, как с умом тратить заработанные денежки. А надобно сказать, что её труд не из легких, потому что до восьми вечера она обязана находиться на рынке, а потом дома помогать, и только с 12 часов до часу ночи она имела возможность потыкаться в смартфоне. И всего три часа отводилось на сон, не считая того времени, когда утром можно было поспать в машине. А мама часто отъезжала в семь часов утра за другим товаром.
Её строго судить никто не может, потому что она также наравне с детьми вкалывала с самого утра и до поздней ночи. Но это в летний период. Без мужских рук воспитывать и кормить детей приходится таким образом.
А в зимний период молодая женщина работала оператором в местной котельной у себя в поселке.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ