Найти в Дзене
Красраб

Подвижники Енисейской Сибири

Сибирское общество не научилось дорожить писателями и учёными, вышедшими из его среды, уважать их труды и чтить их память.

Н. М. Ядринцев.

 Минусинский музей
Минусинский музей

Первые шаги в области изучения истории нашего края сделали ещё писцы времён Андрея Дубенского, оставив в государственных архивах сведения о строителях-первопроходцах Приенисейского края.

Разбирая в конце XIX века бумаги Сибирского приказа, историк Николай Оглобин сделал открытие: оказывается, ещё в XVII веке на территории Енисейска шла бойкая торговля книгами - свидетельство того, что чтение в этом городе было органичной частью повседневной жизни сибиряков.

А к 200-летию Красноярска серьёзным событием стало издание в Москве первого литературного сборника красноярцев - "Енисейского альманаха на 1828 год". Составителем его был чиновник Енисейской казённой палаты Иван Петров.

Серьёзную попытку сохранить для потомков историю становления Енисейской губернии сделал Иван Семёнович Пестов, председатель Енисейской казённой палаты. Его книга, выпущенная в Москве в 1833 году под названием "Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 года", была тепло встречена столичной общественностью. Эта работа была первой зрелой книгой местного автора о нашем крае. В ней он приводил массу сведений о промышленности, количестве населения и быте сибиряков.

Через два года вышла книга Александра Степанова "Енисейская губерния". Одни критики отмечали, что работа бывшего губернатора "осветила доселе для нас тёмный угол", другие называли её "только предварительным трудом для будущего полнейшего учёного описания тамошнего края". Тем не менее за этот труд, в основном состоящий из губернаторских отчётов, Степанову была присуждена Демидовская премия второй степени по разделу "Статистика" в сумме 2 500 рублей.

Дальнейшее изучение нашего края продолжил врач из города Енисейска Михаил Фомич Кривошапкин, выпустивший в свет в 1865 году на деньги известного российского банкира В. Кокарева двухтомную монографию "Енисейский округ и его жизнь".

Яркую страницу в формирование культурной среды Енисейской губернии во второй половине XIX века вписало музейное краеведение. Первый общественный музей был открыт 10 января 1877 года в Минусинске. "Он был замечателен тем,- что основался без копейки казённых денег - субсидий, а усилиями местного общества и при частных пожертвованиях".

Основатель его - городской аптекарь Николай Михайлович Мартьянов - вспоминал, что с раннего утра и до самого вечера он колдовал над приготовлением пилюль, а после этого отдавал все свои силы любимому детищу - музею.

К созданию своего впоследствии знаменитого детища Мартьянов активно привлекал всех сочувствующих этому важном делу: купцов, учителей, врачей и просто разных жителей окрестностей города. Среди них золотопромышленники Г. Сафьянов, И. Гусев, О. Данилов, П. Кузнецов, князь Н. Костров, занимавшийся в свободные от службы часы изучением местного фольклора.

Незаменимыми помощника Мартьянова были политические ссыльные: князь А. А. Кропоткин, Д. А. Клеменц, А. В. Адрианов, Ф. Я. Кон, П. Аргунов и другие. Благодаря им Минусинский музей стал одним из лучших краеведческих музеев не только Сибири, но и России.

 Минусинский музей носит ныне имя его основателя Николая Мартьянова
Минусинский музей носит ныне имя его основателя Николая Мартьянова

1 октября 1883 года в Енисейске открылся общественный музей, во главе которого встали три распорядителя - А. Кытманов, Н. Скорняков и М. Маркс. В 1887 году местный учитель Дмитрий Каргополов подобный музей создал в городе Ачинске, а в 1889 году городской общественный музей появился и в столице губернии - Красноярске.

После революции, в начале 1920 года, началась национализация культурного наследия: у жителей изымали книги, музыкальные инструменты, а что делать дальше с ними, не знали. Не повезло и архивам, многие из которых были варварски уничтожены.

На фоне этого безобразия в декабре 1921 года созывается I Всероссийская конференция научных и культурных обществ по краеведению (для справки - впервые термин "краеведение" ввёл в научный оборот учитель истории Василий Яковлевич Уланов в августе 1914 года.) Участники этой конференции утвердили типовой устав краеведческих обществ. В 1922 году при Академии наук было создано Центральное бюро краеведения, которое стало с 1923 года выпускать в Москве журнал "Краеведение".

Первое губернаторское совещание по изучению родного края открылось в Красноярске, во Дворце рабочей молодёжи, в воскресенье, 19 ноября, в 12 часов дня. В остальные дни оно продолжало свою работу только по вечерам, до четверга.

С основным докладом на нём "О задачах и организации краеведческой работы" выступил директор музея Приенисейского края А. Я. Тугаринов. "Зная свой край, его богатства, мы легче можем построить новую жизнь",- сказал он. После участники продолжили работу в трёх секциях: общего краеведения, школьного, экономики и производительных сил.

Вступившие единодушно поддержали идею А. Шнейдера о создании губернаторского краеведческого центра, в который на паритетных началах вошли бы представители Губполитпросвета, Союза работников просвещения, музея, Географического общества и архивистов Красноярска, Ачинска, Канска и Минусинска.

О проблемах обстоятельно говорил В. П. Косованов, он же был руководителем секции экономики и производительных сил. О том, какие издания могут войти в серию брошюр "Библиотеки приенисейского краеведа", рассказал В. А. Смирнов.

Сегодня в архиве краевого музея, в двух объёмистых папках, хранятся стенограммы выступлений участников I краеведческой конференции, планы, разнообразные проекты, рассказывающие о начале краеведческого движения под лозунгом "Каждый должен знать свой край".

В марте 1931 года правительство РСФСР приняло постановление "О мерах по развитию краеведческого дела". Однако политические репрессии в начале 1930-х годов полностью парализовали краеведческую работу. В. П. Косованов, Н. В. Клячин, В. М. Крутовский были расстреляны. Другие - например, В. А. Смирнов, А. Р. Шнейдер, Анна Фефелова - отбывали наказание в лагерях.

Попытка реанимировать краеведческое движение была предпринята в 1947 году. В уставе Красноярского краевого общества краеведения было записано, что краеведы ставят перед собой основные задачи: "вовлечение широких слоёв населения в активную краеведческую работу; осуществление пропаганды краеведческих знаний и воспитание чувства советского патриотизма, любви к своему краю и своей социалистической родине".

Однако условной датой возрождения краеведения надо считать конец 1965 года, когда было организовано Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры.

Первые неформальные заседания красноярских краеведов проходили в 1974 году в доме Красикова на улице К. Маркса, где находилось краевое отделение ВООПИК. Участниками этих встреч были Ефим Ильич Владимиров, капитан речного флота Николай Иосифович Тычков, заведующий краевым архивом Иван Андреевич Прядко, инструктор крайкома КПСС Иван Тихонович Лалетин, преподаватель кафедры истории КПСС медицинского института Ваграм Суренович Эмексузян, заместитель директора краевого музея Валентина Ивановича Парамонова.

В марте 1983 года при Красноярской городской библиотеке имени А. М. Горького был создан клуб "Краевед", бессменным руководителем которого в течение более чем двух десятков лет был Иван Тихонович Лалетин. Под его руководством общественная деятельность членов этого клуба стала играть заметную роль в культурной жизни нашего края. Это благодаря их стараниям на многих зданиях Красноярска появились памятные доски и знаки: писателю А. Черкасову, педагогу М. Красножёновой, врачам В. Крутовскому, П. Коновалову, П. Рачковскому и другим.

Краеведение начинается обычно с библиотечной полки. Не освоив этого бескрайнего книжного богатства, нельзя стать полноценным краеведом. Сегодня краеведческой библиографией во многих библиотеках занимаются люди, не имеющие специального библиотечного образования, неплохо было бы в рамках большого проекта "Продвижение Енисейской Сибири" подумать о создании в Канском библиотечном техникуме новой специальности - "Библиотекарь-библиограф по региональной истории и краеведению".

Если, как утверждают философы, культура по своей природе трагична, то краеведение, являясь частью культуры, трагично вдвойне. Трагично на протяжении многих лет - с 1930-х годов до сегодняшнего дня. Вспоминаю разговор в 1972 году с директором Минусинского краеведческого музея Владимиром Ковалёвым. Он сетовал, что руководители культуры города дали разрешение на вывоз части книг из библиотеки музея в научную библиотеку Красноярского края имени Ленина. Несколько лет эти книги пролежали там без движения.

С огромными усилиями Ковалёву удалось возвратить несколько тысяч книг, собранных талантом Мартьянова, в Минусинск. Однако редчайшие среди них так и остались в Красноярске. Это - "Енисейский альманах" за 1828 год, "Записки о Енисейской губернии" Пестова, "Енисейская губерния" Степанова (1835 год), со штампом библиотеки Минусинского музея они сегодня хранятся в отделе редких книг краевой библиотеки. Есть в фондах библиотеки и книги с автографами Юдина, подаренные библиотеке Минусинского музея. Удивляюсь, что никому в голову не приходит мысль: "А не пора ли вернуть эти книги их настоящим владельцам?"

Как исправить эту глупость городских работников культуры города Минусинска? Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ещё в 1910-1912 годах минусинская городская дума мечтала продать свой музей в Томск, а в освободившемся здании расположить реальное училище.

Съезд краеведов должен стать важной вехой в непростой истории краеведческого движения Енисейской Сибири, многое надо обсудить, а впереди краеведов ждёт интересная живая, творческая работа.

Леонид БЕРДНИКОВ,

Заслуженный работник культуры РФ, руководитель историко-патриотического общества "Краевед".

Красноярск.