Какое-то время назад я познакомилась с творчеством замечательной московской художницы Виктории Самсоновой. Художница пишет и деревенские пейзажи, и натюрморты. Ее работы из тех, что хочется рассматривать. Они одновременно и очень близки и понятны сердцу человеческому, и обладают способностью настраивать это самое сердце на светлый лад. Сегодня покажу ее пейзажи с храмами.
Тема возникла в творчестве Виктории Самсоновой не просто так. Наша художница – старший преподаватель факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. И тематика этих пейзажей не потому, что положение обязывает, а потому, что душа просит. Я связалась с Викторией Самсоновой и попросила ее немного рассказать о себе. Вот небольшая выдержка из ее биографии:
Родилась в Москве в 1975 г. С 1986 по 1989 училась в Детской художественной школе №5. В 1993 закончила МСХШ им. Томского. В 2002 г. – Московский Государственный Академический Художественный Институт им. Сурикова. С 2002 г. – член Союза художников России, Московского Союза художников. Стипендиат Министерства культуры (2003). В своем творчестве Виктория опирается на традиции русской реалистической школы живописи. В красоте и поэзии природы, старинного русского интерьера она находит вдохновение. Виктория является постоянной участницей московских, российских и зарубежных художественных выставок.
Пейзажи Виктория Самсонова изображает с натуры. Так у нас, живущих в далеких от Москвы регионах России или и вовсе в других уголках мира, появляется возможность увидеть реально существующие храмы и пространство, в которое они вписаны. Увидеть ту самую Россию. На пейзажах, что мне удалось найти, запечатлено теплое время года: поздняя весна, лето или начало осени. Так Виктория Самсонова транслирует очень важную идею: храм – это там, где тепло. Не обнаружила я и ночных пейзажей. Поэтому храм – это еще и там, где светло.
Стоит сказать и о композиции. Виктория Самсонова изображает или весь храм целиком, или только верхнюю его часть, где есть купола и кресты, вознесенные в небо. Мне кажется, что небо как часть пейзажа для нашей художницы оказывается важнее пространства земного. Разные ракурсы выбирает художница: она показывает храм и с крыши соседнего дома, и стоящий на уровне глаз, и тот, что возникает, если запрокинуть голову.
Не на всех работах небо пронзительно синее, есть пейзажи с серым небом, занавешенным облаками. Но даже эти полотна не создают тоскливого ощущения. Может быть потому, что в центре композиции – храм с золотым куполом.
Вот что художница написала на своей странице в инстаграм о картине, расположенной ниже:
Это второй из трёх холстов, висящих на стене приёмной Владыки Леонида [наместника Оптиной пустыни]. Это был, наверное, самый нелегкий и волнительный живописный заказ в моей жизни. В этих холстах моя любовь к живописи, мой восторг от красоты этих храмов, мой трепет от возложенной на меня чести быть художником для самой Оптиной пустыни, дорогом для многих православных людей месте.
Знаете, я проделала одну штуку: на секунду представила, будто на этих картинах нет храмов. И сразу пейзаж рассыпался, стал безжизненным и пустым. Пустым не только физически, а лишенным одухотворяющего начала, того самого, что делает место живым, а сердце наполняет радостью. И сразу захотелось избавиться от этого видения - пейзажей без храмов.
Пусть будут храмы. Пусть они несут свет и тепло всем нам. Об этом и говорят пейзажи Виктории Самсоновой. А вот статья Зимушка-Зима в живописи украинца Евгения Карловича. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!