В Думе на рассмотрении законопроект о переводе ЕГЭ в статус добровольного. Расплата за свободу – три обязательных выпускных экзамена на аттестат: русский, математика и литература.
Г. Зюганов, О. Смолин и И. Мельник предложили (по ссылке - законопроект на сайте системы обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество») внести в закон об образовании поправки, чтобы дать выпускникам право самим выбирать: поступать в вуз по результатам ЕГЭ или внутренних экзаменов, которые высшие учебные заведения будут проводить вместо «Единого» для тех, кто выбрал альтернативный путь поступления.
Одиннадцатиклассникам, которым нужен просто аттестат, авторы инициативы предлагают заменить ЕГЭ выпускными экзаменами – по русскому языку, математике и литературе. Форма сдачи литературы – на выбор ученика: устно или сочинение. Еще депутаты предложили наделить Минпросвещения полномочиями дополнять список обязательных экзаменов другими предметами, например, одной из естественных наук.
Авторы инициативы предлагают предоставить некоторым вузам (имеются в виду те университеты, которые сейчас могут проводить для абитуриентов дополнительные вступительные испытания (ДВИ) по дисциплинам ЕГЭ) право самим выбирать, по каким предметам ЕГЭ они не будут засчитывать результаты – в эти вузы поступать можно будет только по внутренним экзаменам.
Следующее предложение – ввести на ЕГЭ по обществознанию и истории обязательную устную часть.
Бэкграунд
Как поясняют авторы поправок, изменения нужны потому, что цели, с которыми вводился ЕГЭ, исказились. Депутаты считают, что абитуриентам из регионов действительно стало легче поступать в столичные вузы, но закончив учебу, молодые специалисты не спешат возвращаться в родные города. Такая практика обедняет интеллектуальный потенциал регионов.
Еще один аргумент авторов поправок – данные социологов, согласно которым 70 % выпускников готовится к ЕГЭ с репетиторами. При этом семьи, располагающие высокими доходами, тратят на частные занятия в пять раз больше, чем малообеспеченные. В такой ситуации о равенстве образовательных возможностей говорить не приходится.
Также в качестве аргументации необходимости отменить обязательный ЕГЭ депутаты приводят другие данные социологов, подтверждающие падение уровня общей образованности из-за того, что в старших классах выпускники готовятся к сдаче только нужных для поступления предметов, игнорируя остальную школьную программу. В результате треть молодых людей поколения ЕГЭ считает, что Солнце – это спутник Земли, примерно столько же уверены, что гены есть только у генно-модифицированных растений (данные опросов).
Авторы инициативы считают, что никакие улучшения КИМ не изменят сути до крайности формализованного экзамена, подготовка к которому убивает системность образования и заменяет ее фрагментарным, так называемым клиповым мышлением.
И финальный аргумент в пояснительной записке к законопроекту – данные последних соцопросов, согласно которым 70 % россиян готовы смириться с ЕГЭ, если его сделают добровольным.
Если Дума одобрит поправки, они должны вступить в силу с 1 января 2023 года.
Ну что ж, инициатива неплохая, но для аттестата можно было бы обойтись и без третьего обязательного экзамена по литературе.
Оригинал новости на сайте ПрофГида
P. S.
Если вы дочитали до этого места, пост, надеемся, стоит лайка :). И, конечно, подписывайтесь на нас и делитесь статьей. Отдельное спасибо за комментарии. Поговорим?