Лёгкий самолёт с тремя именами, истребитель-перехватчик Ла-200 и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️
13 сентября
13 сентября 1935 года — первый полёт гоночного самолёта Hughes H-1 Racer. /США/
Миллионер, актёр и авиатор Говард Хьюз (Howard Hughes) во время съёмок фильма «Ангелы ада» (Hell's Angels) познакомился с авиационным инженером Гленном Одекирком (Glenn Odekirk). В 1932 году они основали компанию Hughes Aircraft. Первым её проектом стал гоночный самолёт H-1 Racer, работы над которым начались в 1934 году.
H-1 представлял собой аэродинамически чистый низкоплан с убираемым шасси. Оснащался двигателем Pratt & Whitney R-1535 (700 л.с.) Максимальная скорость — 567 км/ч.
В первом же полёте H-1, пилотируемый самим Хьюзом, совершил аварийную посадку после остановки двигателя. Но перед этим успел побить мировой рекорд скорости. Самолёт восстановили и он установил ещё несколько рекордов, в том числе и трансконтинентального перелёта. С 1975 года H-1 Racer находится в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики. Были построены реплики самолёта — как статические, так и летающая.
14 сентября
14 сентября 1961 года — первый полёт экспериментального вертолёта Bölkow Bo 103. /Германия/
В 1950-х годах компания Bölkow Entwicklungen KG начала исследования вертолёта с несущим винтом нового типа. У него была одна лопасть и противовес, выполненные из цельного куска стеклопластика. Сначала был построен нелетающий вертолётный тренажёр Bo 102, на базе которого в 1959 году спроектировали летающую версию — Bo 103.
Это был одноместный одновинтовой вертолёт с хвостовым рулевым винтом и лыжным шасси. Особенностью была только одна лопасть несущего винта. Оснащался двигателем Agusta GA.70 (82 л.с.) Максимальная скорость — 100 км/ч, дальность полёта — 100 км.
Bo 103 был построен в единственном экземпляре и не планировался для серийного производства. Первоначально проект финансировало Министерство обороны ФРГ. Но результаты испытательных полётов не устроили военных и в 1962 году все работы над Bo 103 свернули. Сегодня он находится в Музее вертолётов в Бюккебурге.
15 сентября
15 сентября 1959 года — первый полёт лёгкого самолёта Aermacchi AL-60 (он же Lockheed L-402, он же Lockheed-Azcarate LASA-60). /США, Италия, Мексика/
Lockheed в конце 1950-х годов решила разработать лёгкий самолёт для гражданской авиации. Проект L-402 возглавил конструктор Альберт Муни (Albert W. Mooney). После испытаний решили не производить его в США. Проект передали в Мексику компании Lockheed-Azcarate, переименовав в LASA-60. Позже права выкупила Aermacchi и запустила производство в Италии под названием AL-60.
Это был высокоплан с неубираемым шасси. На модели AL-60B2 стоял двигатель Continental TSIO-470-B-A1A (260 л.с.) Крейсерская скорость — 220 км/ч. Дальность полёта — 885 км. Брал на борт 6-8 пассажиров или 600 кг груза.
AL-60 использовался частными владельцами, но также летал в ВВС африканских стран (Мавритания, Родезия, ЮАР и т.д.) Выпустили около 180 самолётов всех модификаций. Также компания Atlas Aviation производила турбовинтовую версию AL-60 под названием C4M Kudu.
16 сентября
16 сентября 1949 года — первый полёт истребителя-перехватчика Ла-200. /СССР/
На фоне роста напряжённости в отношениях с США советское правительство вкладывало значительные ресурсы в разработку новых видов вооружения. Одним из них стали всепогодные реактивные истребители-перехватчики, над которыми с 1947 года работали ведущие КБ страны. Проект, разрабатываемый в ОКБ С.А. Лавочкина, получил обозначение Ла-200.
Ла-200 представлял собой двухместный среднеплан со стреловидным крылом. Оснащался (в варианте Ла-200) 2 × двигателями ВК-1 с тягой 26,47 кН. Максимальная скорость — 1070 км/ч, дальность полёта — 2170 км (с подвесными баками). Вооружение — 3 × 37-мм пушки.
Построили 3 прототипа Ла-200. Они отличались установленными РЛС (и формой носовой части) и двигателями. Хотя самолёт и показывал неплохие лётные характеристики, в серийное производство его не запустили. Испытания продолжались до 1952 года и военные сделали выбор в пользу перехватчика Як-25.
17 сентября
17 сентября 1984 года — первый полёт административного самолёта Avtek Model 400A. /США/
В 1982 году в городе Камарило, штат Калифорния, была основана авиастроительная компания Avtek. Она собиралась производить административные самолёты из композитных материалов. Первым стал Model 400A, разработанный известным конструктором Альбертом Муни (Albert W. Mooney).
Это был необычный низкоплан аэродинамической схемы «утка» с передним горизонтальным оперением и толкающими винтами. Выполнен из композитных материалов — кевлара, номекса и углепластика. Оснащался 2 × турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-3L (680 л.с.) Крейсерская скорость — 674 км/ч, дальность полёта — 1922 км. На борту размещались 5-9 пассажиров.
Испытания и доработки Avtek Model 400A продолжались до 1998 года. Самолёт так и не смог получить сертификат лётной годности и не был запущен в производство. В результате, компания Avtek объявила о своём банкротстве, прекратив все работы над проектом.
18 сентября
18 сентября 1937 года — первый полёт бомбардировщика-торпедоносца Amiot 150. /Франция/
Разработанный в начале 1930-х годов самолёт Amiot 143 был типичным бомбардировщиком тех лет — неуклюжим и, казалось, игнорирующим законы аэродинамики. Тем не менее компания Avions Amiot в 1937 году решила на его базе создать торпедоносец для авиации ВМС Франции. Самолёт получил обозначение Amiot 150.
От своего «родителя» Amiot 150 отличался увеличенной площадью крыла, поплавковым шасси, двухкилевым хвостовым оперением и двигателями (2 × Gnome-Rhône 14Kdrs мощностью по 740 л.с.). В остальном это был всё тот же массивный высокоплан. Максимальная скорость — 302 км/ч, дальность полёта — 680 км. Вооружение — 4 × 7,5-мм пулемёта + 1 торпеда или до 800 кг бомб.
Установка поплавкового шасси ухудшила и без того не лучшие лётные характеристики. Результаты испытаний признали неудовлетворительными и Amiot 150 в серию не пошёл. Построили лишь 1 прототип.
19 сентября
19 сентября 1949 года — первый полёт палубного противолодочного самолёта Fairey Gannet. /Англия/
С учётом опыта Второй мировой войны в 1945 году британское Адмиралтейство опубликовало требования к противолодочному самолёту палубного базирования. Компания Fairey Aviation представила на конкурс свой самолёт Type Q (он же Fairey 17) — прототип будущего Fairey Gannet.
Gannet представлял собой трёхместный среднеплан со складным крылом типа «обратная чайка» и убираемым шасси. Оснащался турбовинтовым двигателем Armstrong Siddeley ASMD.1 Double Mamba (2950 л.с.), вращавшем 2 соосных винта. Максимальная скорость — 500 км/ч, топлива хватало на 5-6 часов полёта. Мог нести до 900 кг бомб/торпед/глубинных бомб/ракет.
По результатам испытаний Fairey Gannet признали победителем конкурса и запустили в серийное производство. Всего выпустили 348 самолётов всех модификаций. Кроме Королевсих ВМС Великобритании, они также стояли на вооружении в Австралии, ФРГ и Индонезии.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории