8K подписчиков

Урал-375 на гражданской службе – что встречалось на белорусских дорогах в 2000-х

638 прочитали

Урал-375 - машина эпохальная. Ее разработка началась еще весной 1957 года, а последние экземпляры УрАЛ-375ДМ сошли с конвейера в Миассе только в 1993. Не стало Советского Союза, а вслед за ним завершил свой путь и автомобиль, на шинах которого держалась его мощь.

Не будет откровением, что именно на «триста семьдесят пятых» наряду с «шишигой» рассекала по безграничным просторам СССР советская армия. На фоне этой парочки КрАЗы и КамАЗы казались легким вкраплением в бескрайнюю массу. Шутка ли, с 1961 по 1990 год было собрано более 374,5 тысяч грузовиков Урал-375, Урал-375Д и Урал-375ДМ всех модификаций.

Только что с консервации – даже номер набит на жестянку по трафарету
Только что с консервации – даже номер набит на жестянку по трафарету

Но сегодня у нас речь не про военные машины, а про службу Урал-375 на гражданке. Ведь запасы армейских складов, которые остались на западном рубеже нашей Родины, в Белоруссии были практически неисчерпаемы.

Разумеется, как только начался процесс расконсервации, «Уралами» сразу заинтересовались не только частники, но и различные госорганизации. Еще бы, чем плохо получить новенькую машину, которой сноса не будет?!

Автомобиль аварийной службы – даже армейскому «кунгу» нашлось применение
Автомобиль аварийной службы – даже армейскому «кунгу» нашлось применение

Правда, машины были разные: шасси, бортовые, со спецкузовами и т.д. И здесь уже каждый сам решал, как поступить с надстройкой, или наоборот, что водрузить на голую раму. Оттого и покатились по дорогам Беларуси самые разномастные «Уралы». Подавляющее большинство машин имело один объединяющий элемент – кабину цвета «хаки».

Ремонтная «летучка» «Минскводоканала» с самопальной будкой. А вот больницу, что на заднем плане уже снесли...
Ремонтная «летучка» «Минскводоканала» с самопальной будкой. А вот больницу, что на заднем плане уже снесли...

Зато на их фоне любое исключение бросалось в глаза и сразу привлекало внимание. Долгие годы одним из самых известных Урал-375 в Минске являлась голубая «техничка» одного из троллейбусных парков. Даже новенький МАЗ-103Т, который на фото тягач тащит на буксире, был не так интересен.

Надпись 4TDне имеет отношение к полному приводу или «турбодизелю» — это сокращение от «4 троллейбусное депо»
Надпись 4TDне имеет отношение к полному приводу или «турбодизелю» — это сокращение от «4 троллейбусное депо»

Естественно, была и еще одна категория Урал-375, которые не несли армейскую окраску. Это пожарные машины. На тот момент их тоже стали снимать с дежурства, заменяя на более современные Урал-4320. И эти машины зачастую оказывались в частных руках.

А некоторые несут службу до сих пор – например, вот этот АЦ-7,0-40 на Урал-375НМ.

Не поверите, но это «пожарка» тоже армейская – у нее есть «звездочка» углу правого стекла
Не поверите, но это «пожарка» тоже армейская – у нее есть «звездочка» углу правого стекла

Вместе с тем появилась возможность монтировать на шасси все, что душе угодно. Это теперь, чтобы установить что-то неродное, с вас семь потов сойдет, пока вы поставите на учет свое творчество. А в те лихие времена можно было если не ВСЕ, то близко к этому.

Вот вы видели раньше бетоносмесители на шасси Урал-375? А они были.

Следующее фото невозможно не прокомментировать отдельно. В этом вся суть того времени. «Падает ли снег, льёт ли тёплый дождь, я асфальт у дома в лужи твоего кладу». И не беда, что по весне все ямы возвращались с увеличенным вдвое размером. Главное, «здесь и сейчас» все сделано.

«Горшочек» с асфальтом от «Горремавтодор МГИ»
«Горшочек» с асфальтом от «Горремавтодор МГИ»

В Беларуси в те времена встречались различные автопоезда, седельным тягачом у которых выступал Урал-375. Правда, это больше похоже на то, что на стандартное шасси просто накинули ССУ. А если ориентироваться на выхлопную, то раньше это вообще был «бензовоз». Но тем не менее фотофакт перед вами.

Типичный мехдвор тех лет. Даже «Кировец» на заднем плане виднеется
Типичный мехдвор тех лет. Даже «Кировец» на заднем плане виднеется

И вот еще интересный снимок. Перегонка парочки самосвалов «Урал». Обратите внимание на их внешний вид – ничего не смущает? Судя по всему, в моторный отсек этих машин установили ярославские «дизеля» - родной мотор был, конечно, компактнее, но уж очень прожорлив.

Такие же машины встречались и в виде шасси, значит, это была не разовая переделка
Такие же машины встречались и в виде шасси, значит, это была не разовая переделка

В общем, Урал-375 в 2000-х был не такой уж и редкостью. А вот в настоящее время их почти не осталось. Время беспощадно…

Огромная благодарность Александру Быковскому за помощь в создании материала

Фотоподборка по Урал-4320