Урал-375 - машина эпохальная. Ее разработка началась еще весной 1957 года, а последние экземпляры УрАЛ-375ДМ сошли с конвейера в Миассе только в 1993. Не стало Советского Союза, а вслед за ним завершил свой путь и автомобиль, на шинах которого держалась его мощь.
Не будет откровением, что именно на «триста семьдесят пятых» наряду с «шишигой» рассекала по безграничным просторам СССР советская армия. На фоне этой парочки КрАЗы и КамАЗы казались легким вкраплением в бескрайнюю массу. Шутка ли, с 1961 по 1990 год было собрано более 374,5 тысяч грузовиков Урал-375, Урал-375Д и Урал-375ДМ всех модификаций.
Но сегодня у нас речь не про военные машины, а про службу Урал-375 на гражданке. Ведь запасы армейских складов, которые остались на западном рубеже нашей Родины, в Белоруссии были практически неисчерпаемы.
Разумеется, как только начался процесс расконсервации, «Уралами» сразу заинтересовались не только частники, но и различные госорганизации. Еще бы, чем плохо получить новенькую машину, которой сноса не будет?!
Правда, машины были разные: шасси, бортовые, со спецкузовами и т.д. И здесь уже каждый сам решал, как поступить с надстройкой, или наоборот, что водрузить на голую раму. Оттого и покатились по дорогам Беларуси самые разномастные «Уралы». Подавляющее большинство машин имело один объединяющий элемент – кабину цвета «хаки».
Зато на их фоне любое исключение бросалось в глаза и сразу привлекало внимание. Долгие годы одним из самых известных Урал-375 в Минске являлась голубая «техничка» одного из троллейбусных парков. Даже новенький МАЗ-103Т, который на фото тягач тащит на буксире, был не так интересен.
Естественно, была и еще одна категория Урал-375, которые не несли армейскую окраску. Это пожарные машины. На тот момент их тоже стали снимать с дежурства, заменяя на более современные Урал-4320. И эти машины зачастую оказывались в частных руках.
А некоторые несут службу до сих пор – например, вот этот АЦ-7,0-40 на Урал-375НМ.
Вместе с тем появилась возможность монтировать на шасси все, что душе угодно. Это теперь, чтобы установить что-то неродное, с вас семь потов сойдет, пока вы поставите на учет свое творчество. А в те лихие времена можно было если не ВСЕ, то близко к этому.
Вот вы видели раньше бетоносмесители на шасси Урал-375? А они были.
Следующее фото невозможно не прокомментировать отдельно. В этом вся суть того времени. «Падает ли снег, льёт ли тёплый дождь, я асфальт у дома в лужи твоего кладу». И не беда, что по весне все ямы возвращались с увеличенным вдвое размером. Главное, «здесь и сейчас» все сделано.
В Беларуси в те времена встречались различные автопоезда, седельным тягачом у которых выступал Урал-375. Правда, это больше похоже на то, что на стандартное шасси просто накинули ССУ. А если ориентироваться на выхлопную, то раньше это вообще был «бензовоз». Но тем не менее фотофакт перед вами.
И вот еще интересный снимок. Перегонка парочки самосвалов «Урал». Обратите внимание на их внешний вид – ничего не смущает? Судя по всему, в моторный отсек этих машин установили ярославские «дизеля» - родной мотор был, конечно, компактнее, но уж очень прожорлив.
В общем, Урал-375 в 2000-х был не такой уж и редкостью. А вот в настоящее время их почти не осталось. Время беспощадно…
Огромная благодарность Александру Быковскому за помощь в создании материала