Найти тему
Немного обо всём!

Ваш автомобиль знает о вас слишком много. Это может стать кошмаром для частной жизни.

Оглавление

Современные автомобили собирают множество данных о своих водителях.

Автомобиль, на котором вы ездите, говорит о вас больше, чем вы думаете.

За последние несколько десятилетий технологии позволили водителям значительно повысить уровень безопасности и удобства, но они также превратили автомобили в машины по сбору данных. Какая информация собирается и где она оказывается, не всегда понятно владельцам автомобилей.

Это потенциальная катастрофа в области конфиденциальности, которая только и ждет своего часа.

Как объяснил Mashable Джон Каллас, директор по технологическим проектам Фонда защиты электрических границ, новые автомобили - и особенно Teslas - во многом похожи на смартфоны, только с колесами. Они часто поддерживают WiFi-соединение, оснащены более чем сотней процессоров и имеют встроенный Bluetooth. Другими словами, они далеко ушли от автомобилей даже 20-летней давности.

Если ваша машина знает, куда вы едете и как долго там находитесь, то она, как и ваш мобильный телефон, гипотетически знает, посещаете ли вы церковь, ходите ли в общество анонимных алкоголиков или недавно посетили отделение планирования семьи. И, в зависимости от того, какие функции вы включили, он может не держать эту информацию при себе.

Но это только верхушка айсберга.

Какие данные собирает ваш автомобиль

Чтобы понять, насколько полностью автомобили стали компьютером, стоит рассмотреть, казалось бы, простое действие, которое совершают водители каждый раз, когда садятся за руль: включение сигнала поворота.

"То, это раньше делалось с помощью проводов, теперь делается через эту [внутреннюю автомобильную] сеть", - объясняет Каллас. "Так, вы включаете поворотники, и раньше был переключатель, а затем электричество шло на лампочку, но теперь сообщение передается по сети автомобиля".

Как сильно вы тормозите или ускоряетесь, когда включаете фары, включаете ли вы стеклоочистители, когда открываете дверь со стороны водителя - все это теперь цифровые данные в профиле вас как водителя.

"Все эти вещи, по крайней мере, теоретически могут быть зарегистрированы", - предупреждает Каллас. "Есть порт, к которому можно что-то подключить - и есть множество аппаратных и программных средств, которые можно подключить к автомобилю и получить всевозможную телеметрическую информацию о работе автомобиля - и точно так же, как есть люди, которые взламывают свои компьютеры, есть люди, которые взламывают свои автомобили".

На самом деле, существует целая индустрия, построенная на мониторинге, регистрации, анализе и монетизации такого рода данных. Называемая телематикой, среднему потребителю она известна как технология, которую страховые компании используют для предоставления скидок за хорошее вождение.

Progressive называет свою программу отслеживания водителей Snapshot. Программа Allstate называется Drivewise. А страховая компания Farmers Insurance назвала свою версию - которая поставляется в виде приложения с доступом к данным о местоположении водителей - Signal.

В 2016 году газета "Уолл-стрит джорнэл" рассказала о неприятии общественностью этой развивающейся в то время отрасли.

"Я знаю, что некоторые люди говорят: "Что тебе скрывать", но я не хочу, чтобы большой бизнес или Большой брат вмешивались в мою личную жизнь", - сказал газете один водитель из Сан-Диего. "Меня это просто пугает".

"Телематика (или телематическая система) - это метод, используемый для сбора информации о вашем пробеге и привычках вождения", - говорится на сайте Allstate в 2020 году. "Данные телематики обычно собираются с помощью мобильного приложения или небольшого телематического устройства, предоставляемого вашей страховой компанией".

Cambridge Mobile Telematics, телематическая компания из Массачусетса, производит как физический датчик, предназначенный для установки в автомобилях, так и мобильное приложение.

Телематический датчик, изготовленный компанией Cambridge Mobile Telematics, в 2018 году. Устройство для сбора данных предназначено для установки в автомобилях
Телематический датчик, изготовленный компанией Cambridge Mobile Telematics, в 2018 году. Устройство для сбора данных предназначено для установки в автомобилях

"Наши высокочастотные датчики могут идентифицировать отвлекающий телефон, классифицировать водителей или пассажиров, распознавать превышение скорости и резкое торможение, и все это без сложной установки", - объясняет компания на своем сайте.

Amazon использует приложение под названием Mentor для отслеживания поведения водителей, согласно статье CNBC, опубликованной в начале этого года. В 2019 году издание Business Insider сообщило, что приложение используется для отслеживания таких вещей, как "пристегиваются ли [водители доставки] ремнями безопасности, когда их автомобиль движется со скоростью более 6 миль в час, и фиксирует, сколько раз фургон дает задний ход более чем на 5 ярдов".

Представитель Amazon подтвердил, что компания по-прежнему использует программу Mentor, но при этом "внедрила новые телематические технологии и камеры, которые повысили безопасность".

Не только корпоративные автомобили оснащены подобной системой слежения. OnStar, система помощи на дороге, принадлежащая General Motors, доступна на большинстве автомобилей Chevrolet, Buick, GMC и Cadillac. Покупатели подержанных автомобилей могут обнаружить, что у них уже установлена система OnStar.

Подписчики могут не понимать, что помимо помощи на дорогах, они подписываются на то, что каждое их движение за рулем будет регистрироваться и тщательно изучаться. Согласно политике конфиденциальности OnStar, компания "может" собирать множество данных об автомобиле, включая, но не ограничиваясь ими:

GPS местоположение, скорость, срабатывание подушек безопасности, предупреждения о предотвращении столкновения, данные о столкновении, состояние системы безопасности, события торможения и поворота/уклона, данные регистратора событий (EDR), настройки ремней безопасности, направление движения автомобиля (курс), аудио- или видеоинформация, например, информация, собранная с помощью изображений с камер и данных датчиков, информация голосовых команд, события системы контроля устойчивости или антиблокировочной системы, предупреждения о безопасности/краже, а также использование данных информационно-развлекательной системы (включая радио и информационно-развлекательную систему для задних сидений) и WiFi.

В 2021 году General Motors объявила о своем намерении расширить сервис OnStar за пределы собственной линейки автомобилей.

И еще - информационно-развлекательная система. Большинство современных автомобилей позволяют водителям подключать свои смартфоны непосредственно к самому автомобилю. Это удобно, если, скажем, вы хотите слушать музыку или звонить по громкой связи. Однако это менее удобно, если вы беспокоитесь о том, какие секреты передаются между устройствами.

Подключение телефона к автомобилю в некоторых случаях может автоматически копировать список контактов и все текстовые сообщения с телефона в автомобиль. Как сообщило издание Intercept в марте 2021 года, американская компания Berla производит и продает устройства, которые позволяют полиции высасывать всевозможные данные из информационно-развлекательных систем автомобилей.

Основатель Berla, Бен ЛеМер, в июньском интервью NBC News подытожил, почему эти данные настолько мощные и проблематичные.

"Люди берут машины напрокат и едут на них, даже не задумываясь о том, куда они едут и что записывает автомобиль", - отметил он.

Эта проблема не осталась незамеченной. Одна компания, Privacy4Cars, утверждает, что предлагает, по крайней мере, частичное решение: приложение, которое, по ее словам, предоставляет пошаговые инструкции для конкретных моделей, чтобы помочь водителям стереть некоторые личные данные из автомобилей.

Каллас из EFF объяснил, что некоторые автомобили в настоящее время имеют эквивалент "черных ящиков" в самолетах, которые постоянно сохраняют данные на случай аварии. Теоретически это позволит страховому агенту или полицейскому просмотреть данные и решить, кто виноват.

Конечно, в абстрактном смысле это звучит хорошо. Кто бы не хотел иметь возможность доказать с помощью данных, что водитель, свернувший на вашу полосу, виноват в аварии?

Но на этом польза не заканчивается.

Данные - это больше, чем просто цифры

Когда речь идет о многих видах современных технологий, существует тонкая грань между удобством и массовой слежкой. И, к счастью, Каллас считает, что мы ее еще не перешли. Но слежка не обязательно должна вестись в массовом масштабе, чтобы вызывать беспокойство.

"Это своего рода скользкая дорожка, сварить лягушку", - объяснил он. "Вы начинаете с чего-то, что является неким сочетанием крутости и разумности, и мы доходим до того, что внезапно компания знает, где вы находитесь, и продает это всем желающим, включая во многих случаях правительство".

Но, конечно, у правительства уже есть средства для доступа к массивам данных, генерируемых вашим автомобилем - не нужно ничего покупать.

Действительно, телематические данные помогли отправить людей в тюрьму. В 2016 году эта технология была использована властями Великобритании, чтобы доказать, что водитель превысил скорость и солгал о том, что предшествовало смертельной аварии 2014 года. А в 2015 году телематические данные указали на подростка, который якобы угнал автомобиль.

Бывали и обратные случаи. В 2013 году телематические данные помогли доказать невиновность мужчины в деле об убийстве.

А помните OnStar? Как сообщил Forbes в апреле, Таможенная и пограничная служба (CBP) и Иммиграционная таможенная служба (ICE) использовали OnStar для сбора данных о местонахождении подозреваемых.

Иными словами, то, что знает ваш автомобиль, способно коренным образом изменить вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей.

Правоохранительные органы серьезно относятся к данным, которые генерирует ваш автомобиль. Вы тоже должны относиться.

Что происходит дальше

Итак, ваш новый автомобиль отслеживает и потенциально регистрирует все, что вы делаете. К сожалению, вы можете предпринять лишь некоторые шаги - кроме покупки и вождения старых автомобилей, многие из которых не оснащены современными средствами безопасности, - чтобы уменьшить потенциальный ущерб конфиденциальности.

"Во многом это будет выбор", - объясняет Каллас.

На базовом уровне водители, заботящиеся о конфиденциальности, могут отказаться от участия в телематических программах страховых компаний. Они могут не подписываться на такие услуги, как OnStar, и искать подержанные автомобили, в которые не встроена эта технология. И, конечно же, они могут отказаться от многих броских информационно-развлекательных функций, предлагаемых автомобильными компаниями.

Другими словами, не существует множества настроек или функций, которые водитель может выключить или включить, чтобы внезапно восстановить конфиденциальность за рулем. Данные собираются, хотите вы этого или нет, поэтому лучше всего минимизировать их сбор в первую очередь.

Потому что, как только данные собраны, они могут быть использованы. Каллас считает, что в ближайшем будущем эта тенденция только усилится.

"Я думаю, что подключенных автомобилей будет становиться все больше и больше, потому что есть причины, по которым люди хотят подключенные автомобили", - заметил он. "Будет больше злоупотреблений данными".

Так что пристегните ремни, потому что когда речь идет о будущем автомобилей и вашей частной жизни, это будет ухабистая поездка.