Найти тему
Remont1969

Тягач для России. Allis-Chalmers B6. Tractor truck. 1916. Американские полугусеничники.

Короткая история полугусеничных грузовиков-тракторов Allis-Chalmers История полугусеничных машин производства крупного, и кстати существующего до настоящего времени, машиностроительного концерна Allis-Chalmers, была короткой и печальной. Но идея поставлять в армии Антанты полугусеничные вездеходы была вполне позитивной, но что-то пошло не так, и в итоге все развитие темы оказалось напрямую связано с Россией.

Allis-Chalmers B6 Tractor Truck/Аллис-Чалмерс Б6 Трактор-грузовик.

Страна: САСШ

Год выпуска: 1915-1917

Производитель: Allis-Chalmers Manufacturing Co. of Milwaukee

Кол-во произведенных: 10?

Двигатель: 6-ти цилиндровый, 68 л.с.

Полная масса: 7950 тонн

Нагрузка: в кузове 5,0 тонн, на прицепе - 4,0 тонны.

Экипаж: 1 чел

-2

Традиционным промыслом компании Аллис-Чалмерс было изготовление оборудование для энергетики, нефтедобычи и горных работ. Столкнувшись с рыночными трудностями в начале второго десятилетия двадцатого века компания начала искать новое место приложения своих сил, и одним из направлений выбрало сельскохозяйственное машиностроение. Ведущим инженером по этой теме стал Сёч (C.E.Search) Первыми изделиями стали достаточно странные сельскохозяйственные трактора трехколесной компоновки , на которые фирма получила патент. Первый трактор тип 10-18 был построен в 1914-м году. В то же время Сёча интересовало и увеличение проходимости трактора по грунту, несколько патентов, полученных фирмой относятся к конструкции специального гусеничного движителя с одним ведущим колесом и с изменяемым пятном контакта гусеницы в зависимости от грунта.

-3

Впрочем эти проекты движителя были слишком сложными и так и не нашли применения. С началом мировой войны руководство компании посчитало, что они именно те, кто сможет продать военным новую вездеходную машину, например гусеничную, но так как собственных наработок не было, ну правда, трехколесный трактор применить в военном деле было затруднительно, была приобретена лицензия на производство полугусеничного грузовика-тягача Phoenix Centipede Truck, который был разработан фирмой Phoenix Manufacturing Company с использованием доработанного варианта шасси по типу Ломбард. Сохранив основную идею движителя Ломбард - роликовой цепи прокатывающейся по направляющим корпуса движителя, которая в свою очередь катилась по гусеничной ленте, инженеры Аллис-Чалмерс убрали пружинную амортизацию и опорные ролики. Конструкция движителя стала проще, но принципиально оставалась той же, которую еще в 1900-м году Ломбард применил на своих тягачах.

-4

Первый полугусеничник Allis-Chalmers B6 был выпущен в начале 1915-го года и практически полностью повторял оригинальную машину Феникс Сентипеде. Кроме модернизированного движителя использовался другой двигатель мощностью 68 л.с. Грузовик-тягач имел жесткую подвеску гусеничных движителей с возможностью независимого качания их в продольной плоскости, что и обеспечивало высокую проходимость.

-5
Несмотря на общую схожесть двух машин Phoenix Centipede и Allis-Chalmers B6 они все-таки могут быть различены друг от друга. Решетка радиатора а Аллис-Чалмерс имела хорошо заметную трапецевидную форму со скошенными углами, капот был более круглый в поперечном сечении. Машина имела четко выраженный кузов и хорошо заметные шевроны на гусеничных траках. Ну и конечно если на борту написано Allis-Chalmers Tractor Truck и вокруг машины находятся солдаты в форме российской императорской армии, то это точно Аллис :-))
-6

Несмотря на ожидания огромного рынка у фермеров , надежды руководства машина не оправдала. Возможно отпугивала цена в $5,000 (примерно 150 000 тысяч долларов сейчас), тогда как Форд тип Т стоил всего $300. К тому же сама фирма не имела никакой торговой сети, а из-за войны в Европе и ожидаемого вступления в неё США фермерские кошельки были закрыты. Так же неудачными стали и попытки продать машину военным, ни американских, ни английских военных грузовик-трактор не заинтересовал. Удалось только весной 1916-го года продать 10 тягачей в Российскую императорскую армию, которая начала формирование частей Тяжелой артиллерии (ТАОН). Первые тягачи попал в Россию еще в 1916-м году.

На испытаниях трактора в кузове осадная пушка, на заднем плане хорошо виден малосерийный трехколесный бронеавтомобиль генерала Филатова.
На испытаниях трактора в кузове осадная пушка, на заднем плане хорошо виден малосерийный трехколесный бронеавтомобиль генерала Филатова.

По информации некоторых источников первый трактор Allis-Chalmers Tractor Truck попал в Россию и ездил по снегу в Архангельске еще в 1914-м году, чему есть соответствующая фотография. Но возможно датировка фотографии некорректная. Российская армия начала серийные закупки гусеничных машин в 1915-м с поступлением первых машин в 1916-м году. А первое испытание тягача Аллис-Чалмерс было проведено военными в Таллине 15 февраля 1915 года. к грузовику-тягачу прицепили прицеп, нагруженный 3,2 тоннами юалласта, 4 австрийские 120-мм пушки. Общий вес прицепленный к машине составил 21,5 тонну, в дополнение к этому в кузов был нагружен балласт массой 4800 кг. С этим грузом тягач проехал по всем типам дорог от городской до сельской, качество которых оставляло желать лучшего, около Мызы Хаберсти сделал круг по вспаханному полю с канавой и вернулся назад пройдя 15 верст (16 км). Один раз тягач застрял, заехав одной гусеницей в совсем мягкий и глубокий снег и его пришлось вытаскивать другим трактором, который также проходил испытания

Трактор на испытаниях в САСШ с нагрузкой 5,5 тонн. Каталог фирмы.
Трактор на испытаниях в САСШ с нагрузкой 5,5 тонн. Каталог фирмы.

Попавший в руки военных грузовик-трактор, как он назывался в РИА, подвергся масштабным испытаниям. Машину испытывали на проходимость через траншеи и канавы, движение по косогору и преодоление железнодорожных путей. Благодаря качающимся вдоль машины гусеничным движителям, Аллис-Чалмерсы показали себя лучше чем все остальные поставленные тягачи при преодолении бездорожья. Именно этим машина обратила внимание на себя полковника Гулькевича, который взялся за свой счет переделывать один из тракторов в боевую бронированную машину.

-9

После первой поставки грузовиков-тракторов фирма Аллис-Чалмерс начала переговоры с российской стороной о больших поставках техники в 1917-м году и даже о открытии в России завода по выпуску таких машин. Это хорошо накладывалось на желание иметь не только тягачи, но и оснащенные бронёй артиллерийские машины на вооружении армии, но все замыслы были не реализованы, во многом из-за, так как в 1916-м году Россия была вполне надежным поставщиком, невозможности налаживания серийного выпуска машин в САСШ. В общем американские поставщики отличались очень низкой культурой исполнения договоров, и хотя именно САСШ поставила основную массу тягачей в ТАОН, они прибыли только во второй половине 1917-го года, помочь на фронте уже не смогли. В основном все тягачи и тяжелая артиллерия оказались в руках московского правительства. А в историю военной техники грузовики-трактора Аллис-Чалмерс вошли как шасси для российских пушечных машин по проекту Гулькевича.

-10

Аллис-Чалмерс все таки смогла начать поставки в Американскую армию артиллерийские тягачи. Скоростной артиллерийский тягач М4 (M4 Tractor, High Speed, 18 tons) начал выпускаться в 1942-м году, до конца войны было выпущено чуть менее шести тысяч. Машина служила в армии США до 1960-го года.

-11

О других проектах ранних гусеничных американских и не только машин можно почитать в канале в этих статьях:

Два в одном. Phoenix Centipede Truck and Tractor. 1914. Американские полугусеничники.

3.5. Phoenix Centipede log hauler - гусеничный паровоз

2.4. Hornsby Chain Track Tractor - Часть 1. Полудизель на гусеницах

3.4. Lombard Steam Log Hauler - Рождение гусениц

3.6. Эволюция Холта. Часть 1. Holt Junior Steam Traction Engine #77: 1904 - Заявка на первенство

3.11. Эволюция Холта. Часть 3. Holt 40 Первый гусеничный Холт с ДВС.

3.0. George Minniss (Паровой гусеничный трактор, 1869) - Гусеничный трактор до нашей эры

6.0 Вагон Блинова. Русский след в истории гусеницы.

Источники:

https://ivagkin.livejournal.com/317730.html?utm_source=3userpost

https://trucksplanet.com/models/allis-chalmers-b6/

https://www.trecut.wellcome.ro/allis-chalmers-tractor-truck-phoenix-centipede-truck

ТРАКТОРЫ В РУССКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ, Геннадий Канинский, Станислав Кирилец, «ТиВ» №6/2010 г.

Авто
5,66 млн интересуются