Маяк Анива — сахалинская достопримечательность, претендующая на звание одного из самых заброшенных и мистически заряженных мест России. По крайней мере, по мнению отечественных туристических порталов, периодически включающих сооружение в тематические подборки.
Навигационная постройка — часть японского наследия на российском острове. За 40-летний период правления губернаторства Карафуто на Южном Сахалине появилось 25 маяков и других навигационных сооружений. Но лишь Анива стал уникальным объектом, не имеющим аналогов не только на острове, но и во всём Дальнем Востоке.
В первую очередь это касается локации. Для его расположения в 1937 году японцы выбрали небольшую скалу Сивучью возле труднодоступного мыса Анива, впоследствии давшего название маяку.
Над проектом будущей достопримечательности трудился инженер Синобу Миура. Строительство велось на протяжении двух лет и завершилось в октябре 1939 года. Полная стоимость составила 600 000 иен. Процесс осложняли постоянные туманы и сильные течения. Непросто было и с материалами — доставляли по морю на специальном судне «Рошу-мару». Исторические сведения также гласят, что строители вначале срезали часть скалы, а затем нарастили её с помощью бетона.
Бытует легенда, что огни Анивы горят каждую ночь, тем самым призывая души погибших моряков.Белые вкрапления на маяке — отнюдь не декоративный элемент, а следы жизнедеятельности его самых главных обитателей — чаек. Неприятный запах — как сопутствующий элемент.После окончания строительства японцы подарили своему императору Хирохито уменьшенную копию будущей сахалинской достопримечательности.В апреле 1971 года в результате несчастного случая навигационное сооружения потеряло двух своих работников — старшего техника и начальника.В 2020 году сахалинский маяк «засветился» в немецкой передаче. Программа фокусируется не на красоте места, а на его истории.В честь 75-летия окончания Великой Отечественной войны жители Владивостока на одну ночь оживили ветхое строение — зажгли маяк с помощью фонаря.