Как-то так получается, что к вечеру воскресенья накапливаются у меня забавные истории. В этот раз речь пойдет о мегавундерваффе ВВС США. Самолете настолько страшном (я не шучу!), что его даже показывать нельзя.
Если вы еще не догадались и почему-то открыли новость не глядя на заголовок - я о Next-Generation Air Dominance, он же NGAD.
Где-то так 16 сентября 2020 года помощник министра ВВС США Уилл Ропер сообщил, что наши заокеанские вероятные партнеры в условиях запредельной секретности испытали первый прототип истребителя шестого поколения, созданного в рамках упомянутой программы NGAD.
Никаких больше деталей он не озвучивал, чтоб мы сильнее боялись. А поскольку все было жутко секретно, то мы не испугались, потому что ничего не узнали.
Тогда слово взял другой заслуженный человек: глава Боевого авиационного командования ВВС США генерал Марк Келли. И прямо с плеча пообещал противникам США (догадайтесь, это он о ком) «тяжелый день, тяжелую неделю и тяжелую войну» в случае, если Пентагон окажется настолько бесчеловечен, что решит все-таки использовать новое оружие против врагов. Было это в феврале 2021, если точнее, вроде бы, 26 февраля.
Никаких дополнительных сведений вновь озвучено не было. Ну вот просто бойтесь и все. Тут уж я начал бояться и теперь вполглаза слежу за новостями об этом чрезвычайно интересном проекте. Но о его деталях мы поговорим в другой раз. А вот на сегодня новое выступление того же Марка Келли, только свеженькое – от 6 сентября.
Генерала видимо спросили, как там NGAD поживает. И генерал ответил. Есть, говорит, у программы некоторые проблемы. И я их вам сейчас назову! И назвал. Это, внимание: стоимость, секретность и ограничения, связанные с COVID-19!!!
Понимаете, сказал Келли, высокая секретность не позволяет обсуждать детали проекта на открытой площадке! Высокие технологии – они такие дорогие… Ну а ковид – кто сейчас на него не валит свои проблемы, да?
Не знаю, как вы, а на этом месте я надолго задумался. Вот прямо сильно. Есть у вас мегасекретный суперистребитель шестого поколения. И внезапно вы понимаете, что создавать секретный проект мешает секретность! Вы уже даже похвалились, что прототип летный у вас есть, но все равно программа буксует. Потому что невозможно же не обсудить ваш самолет на открытой площадке! А, ну да, невозможно.
Тут знатоки истории ВС США (я себя к ним никоим образом не причисляю, я очень поверхностно это все знаю) наверно, как начнут секретные проекты перечислять – остановить будет трудно. И многие, надо янки отдать должное – еще и удачными оказались. А вот с истребителем шестого поколения выходит, что плохо ему в засекреченном состоянии.
Прям так и хочется обратиться к генералу – ну рассекретьте, в чем проблема-то? Или вы боитесь, что мы с Китаем сразу капитулируем и мир запросим? Так вам же еще лучше!
Про ковид я ничего говорить не буду. Разве что попытался себе представить, что у нас или китайцев по какому-то мегаважному проекту докладывают министру обороны: «Товарищ министр, мы не смогли ХХХХ сделать в срок, потому что коронавирус». Дальше не представляю, ибо фильмы ужасов не люблю.
Ну и, наконец, очень уж высокая стоимость. Я немножко поискал про NGAD и еще позже поищу, чтоб предметно написать. Но пока что все озвученное совсем не впечатляет. На фоне какого-нибудь B-2 с его стоимостью в $2 млрд за самолет, или F-35, в который уже вложили несколько годовых бюджетов немаленьких таких государств – там даже не десятки миллиардов зеленых бумажек.
В общем, кажется мне, генерал Келли отмазывается. А вот почему ему приходится это делать – поговорим в следующий раз.