Найти в Дзене
Белорус и Я

Жуков так и не признал Матрёну дочкой

Оглавление

Наш автор нашёл в Беларуси неизвестную семью Маршала Победы

Георгий Жуков воевал в Беларуси и унтером, и маршалом

Не так давно в областной газете «Гомельская праўда» появилась публикация, рассказывающая о неизвестных подробностях из жизни легендарного Георгия Жукова: «Белорусский след маршала Победы». Среди прочего, в нем говорилось о том, что, возможно, в Беларуси жила дочь Георгия Константиновича. Это лишь версия, не подтверждённая документами. Но некоторые читатели утверждали, что они и есть прямые потомки Жукова.

Сегодня мы публикуем материал, написанный специально для нашего журнала.

Первое упоминание в прессе

Жизнь четырежды Героя Советского Союза маршала Георгия Жукова тесно связана с белорусской землёй. Ещё в 1916 году младшего унтер-офицер Егор Жуков воевал с германцами под Молодечно. За эти бои и походы, взятие в плен офицера противника, а также за ранение и контузию награждён двумя Георгиевскими крестами.

Унтер-офицер Георгий Жуков, 1916 год. Фото: wikipedia.org
Унтер-офицер Георгий Жуков, 1916 год. Фото: wikipedia.org

После Гражданской войны быстро продвигался по службе. В 1922-м молодой командир кавалерийского эскадрона вновь попал в Беларусь, на Гомельщину – в составе 38-го Ставропольского полка Самарской кавалерийской дивизии.

Оказался он тогда в местечке Сырод, недалеко от Калинковичей. Прослужил там меньше года. Этот непродолжительный период биографы описывают скудно, ограничиваясь несколькими строками. Оно и понятно: кто бы мог знать, что 28-летний командир эскадрона дослужится до маршала.

Последнее свидетельство

Империалистическая война оставила здесь тяжелый след. Кругом разорение, нищета. Конюшен для лошадей не было, с фуражом туго. Во время пребывания в Сыроде Георгий Константинович умело организовал обучение и воспитание личного состава. Наладил хорошие отношения с местным населением, помогал крестьянам чем мог. С некоторыми сохранил добрые отношения на долгие годы. Объездчик 2-й части Калинковичского лесничества Адам Ясковец, решая с командиром эскадрона какой-либо вопрос с дровами или сенокосом, не раз приглашал его к себе домой, перекусить «чем Бог послал».

Интересуясь событиями тех времен, я не надеялась встретить живых свидетелей. Но мне повезло. Нашёлся такой человек в Сыроде. Павел Макарович Заренок совсем недавно ушел из жизни, чуть-чуть не дотянул до столетия. Незадолго до смерти, несмотря на почтенный возраст, держался бодро, ум имел здравый, память отличную и превосходное чувство юмора. Узнав о цели визита корреспондента, охотно предавался воспоминаниям.

– Как же не помнить Жукова? Хорошо помню, хотя пацаном был. Немало побегал за хвостом с такими ж хлопцами, як сам. В самом центре деревни располагалась коновязь, специально построенные сараи для коней. Там же солдаты кормили лошадей, ухаживали за ними. За фуражом ездили в Калинковичи. Солдаты жили по домам, но у них была своя походная кухня.

Командир 39-го Бузулукского кавполка Г. К. Жуков. 1923 год. Фото: wikipedia,org
Командир 39-го Бузулукского кавполка Г. К. Жуков. 1923 год. Фото: wikipedia,org

– В каком доме жил командир эскадрона?

– Сначала это была усадьба объездчика Остапа, не помню фамилию. Остап построил дом для дочери, которая вышла замуж за местного хлопца Харитона Дулуба. У них и квартировал командир эскадрона. После, когда эскадрон уже уехал, хозяева сдали дом в аренду под школу. И я там четыре класса отучился.

Командир эскадрона ездил на черной кобыле, ноги у яе до колен в белых бинтах, красавица, скажу, была! Носился по улице, як пчела, а мы ватагой за ним. Жуков любил лошадей, знал в них толк. У бойцов же кони были разной масти. Но нам прокатиться не давали: считали, не доросли еще.

– Чем занимались красные кавалеристы?

– В конце деревни был их спортивный городок, такие специальные сооружения с барьерами. Там проходили тренировки, состязания всякие. Жуков обычно начинал первым, показывал бойцам, как надо делать. Его кобыла легко брала любые препятствия. А вот у других бойцов не так хорошо получалось. Приходилось командиру показывать по несколько раз. Добрых полдня продолжались такие занятия. Потом обед, а после обеда – часа два строевая подготовка. Учились ходить торжественным маршем, отдавать честь. Мы с большим интересом наблюдали, забывали про еду. Нас, детей, кавалеристы угощали солдатской кашей с тушенкой. Помогали и местным жителям – вспахать огороды, подправить заборы.

Спустя много лет при написании мемуаров «Воспоминания и размышления» Жуков вернется памятью в эти дни, посвятив им несколько строк: «Жили мы разбросанно, по деревням, квартировали в крестьянских избах, пищу готовили в походных кухнях, конский состав размещался во дворах. Все мы считали такие условия жизни нормальными, так как страна наша переживала исключительные трудности. В начальствующем составе армии люди были главным образом молодые и физически крепкие, отличавшиеся большой энергией и настойчивостью. К тому же большинство из нас были холостыми и никаких забот, кроме служебных, не знали».

Г.К. Жуков, командир 4-й Донской казачьей дивизии. Фото: nic-pnb.ru
Г.К. Жуков, командир 4-й Донской казачьей дивизии. Фото: nic-pnb.ru

Можно, однако, предположить, что в мирное время молодых красноармейцев интересовала не одна только служба. Павел Макарович продолжает вспоминать:

– Кони у их были красивые, справные...

– А солдаты?

– Солдаты тоже. Раз по девкам ходили, то не истощенные же были.

– А что, строгий был Жуков с бойцами?

– А як же? Требовательный, таким и должен быть настоящий командир, без строгой дисциплины с солдатами никак нельзя. На то яна и армия.

– Такой бравый кавалерист, как Жуков, не мог не нравиться деревенским девчатам.

И тут Павел Макарович сообщил:

– У яго и дочка здесь родилась, после, когда эскадрон уже покинул деревню. Матрёной назвали. Мать её, Ганна, двоюродная сестра батьки майго.

– Эта Ганна, наверное, была молодая и красивая?

– Не особо молодая, годов двадцать, но что красавица – так это точно, в неё нельзя было не влюбиться. Жуков часто к им ходил.

Ганна Зарёнок – белорусская любовь маршала
Ганна Зарёнок – белорусская любовь маршала

– Вы и это видели?

– А як же! Рядом жили. Брат Ганны Коля был моим другом, он чуть старше меня. Ганна так и не вышла замуж. А дочка ее, Матрёна, нашла себе мужа в соседней деревне Ладыжин. Николаем звали. У Матрёны и Николая родились пятеро детей.

Женщины полководца

Во время службы в Сыроде Жуков в письме к Александре Зуйковой называет ее женой, пишет, что очень скучает. Может ли быть, что при этом и в глухой деревне молодой командир кавалерийского эскадрона жил не только делами службы? И у командира эскадрона возникло чувство к деревенской девушке Ганне Заренок?

Георгий Константинович был бравым мужчиной и любимцем женщин. Но, по сведениям его биографов, след в его жизни оставили только четыре из них. Полководец любил каждую из своих жен, но по-настоящему не принадлежал ни одной. В своих мемуарах он подчеркивал: «Для меня главным было служение Родине, своему народу. И с чистой совестью могу сказать: я сделал все, чтобы выполнить этот свой долг».

Во время Гражданской войны в 1919 году помощник командира взвода Жуков был ранен под Царицыном и попал в лазарет. За ним ухаживала Мария Волохова. Между молодыми людьми вспыхнуло чувство. Но их пути разошлись. Позже они вновь встретились – в Минске. В 1929 году Мария родила ему дочь Маргариту.

...В 1920 году Георгий Жуков сражался с бандой Антонова в Воронежской области. Как рассказывала дочь Элла, отец защитил мать, Александру Зуйкову, от хулигана, и с тех пор они не расставались, прожив вместе около сорока лет. Это ей в сентябре 1922 года Георгий написал письмо из Сырода. В 1928 году в Беларуси родилась дочь Эра, а в 1937-м – Элла.

Матрёна – дочь Жукова
Матрёна – дочь Жукова

Жизнь на две семьи не могла продолжаться вечно. Закончилась драма по-советски: Александра пожаловалась в партком. Жукову объявили выговор за двоеженство и поставили ультиматум: не вернётся к Зуйковой – исключат из партии. С тех пор Александра стала считаться его официальной женой.

Тяготы военного времени с маршалом разделяла медработник Лидия Захарова. Они не расстались и после войны. В июне 1946-го маршала Жукова обвинили в военном заговоре и отправили командовать Одесским округом. Лидия Захарова отправилась вместе с ним. Позже, когда Жукова перевели командовать Уральским военным округом, Захарова вместе с ним уехала в Свердловск. Тогда как раз началась травля Жукова в ЦК партии. Его заставили порвать связь с Захаровой.

Последней любовью маршала стала врач Галина Семенова, моложе его на тридцать лет. Они познакомились в Свердловске в 1950 году. В 1957 году у Галины Семеновой родилась четвертая дочь Жукова – Мария. И только через восемь лет состоялся развод с Александрой Зуйковой.

Георгий Константинович любил дочерей, составил четыре отдельных завещания в пользу каждой.

Дочери Георгия Жукова Мария, Эра и Элла дружили, но терпеть не могли Маргариту
Дочери Георгия Жукова Мария, Эра и Элла дружили, но терпеть не могли Маргариту

Матрёны Зарёнок в этом списке не было.

Продолжение, разговор с предполагаемой внучкой, косвенные доказательства мы опубликуем завтра

Любовь ЛОБАН, г. Мозырь

Фото: личный архив автора

© "Союзное государство", № 5, 2014

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала об известных людях Союзного государства смотрите здесь