И снова здравствуйте!
Сегодня у нас очередная подборка советских многосерийных художественных фильмов. Предыдущие части ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
А сегодня я скомпоновал в этой статье фильмы двух категорий: это ДЕТСКИЕ фильмы и фильмы ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО жанра. Впрочем, это деление отчасти условно, поскольку во многом они пересекаются.
Итак…
А. ДЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ.
1. «Волны Чёрного моря» (1975-1976, 8 серий).
«Волны Чёрного моря» - общее название тетралогии Валентина Петровича Катаева, состоящее из 4-х произведений: «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов» («Катакомбы»).
В данном цикле экранизированы первая, вторая и четвёртая часть этой эпопеи. В центре повествования двое закадычных друзей – Пети и Гаврика, жизнь и судьба которых прослеживается на протяжении с 1905 года и вплоть до событий Великой Отечественной войны.
Что касается романа «Хуторок в степи», то он был отдельно экранизирован в 1970 году.
2. «Кортик», «Бронзовая птица» (1973-1974, 2 х 3 серии).
Экранизация романов А.Н. Рыбакова.
С одной стороны это два самостоятельных фильма, с другой стороны, это единый цикл, тесно связанный главными героями – тремя друзьями, которые, благодаря своему неравнодушию и наблюдательности раскрывают различные тайны и даже раскрывают преступления.
Формально заключительным фильмом этого цикла является «Последнее лето детства». Его также должен был снимать Николай Калинин (режиссёр первых двух фильмов), но он скончался в начале 1974 года и третью часть снимал Валерий Рубинчик. Поэтому третий фильм стилистически отличается от двух первых.
3. «Гостья из будущего» (1984, 5 серий).
По мотивам повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд».
Отправляясь в магазин за кефиром, московский школьник Коля Герасимов не мог предположить, что вскоре он попадёт в будущее, встретится там с космическими пиратами, умеющими менять обличия, и будет спасать от них уникальный прибор для чтения мыслей.
4. «Завещание старого мастера» (1972, 4 серии).
По мотивам повестей Камила Икрамова «Улица оружейников» и «Круглая печать».
Однажды в одном из разрушенных ташкентских домов школьники находят старую тетрадь с непонятными надписями и картой, и сразу же решают, что это места, где сокрыты сокровища. Много различных событий пройдёт перед глазами ребят, прежде, чем они поймут истинный смысл информации, сокрытой в этой тетради.
Б. ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ.
5. «Государственная граница» (1980-1988, 8 фильмов по 2 серии).
Цикл рассказывает об истории создания и становления советской пограничной службы и охватывает время с 1917 года до второй половины 1980-х годов.
По связующим персонажам цикл условно можно поделить на две части по 4 фильма. Если в первой части такими персонажами являются Гамаюн, Данович, Могилов, то во второй – Сушенцов, Левада и три поколения Беловых (Виктор, его сын Павел и внук Валерий).
6. «Адъютант его превосходительства» (1969, 5 серий).
Приключенческий фильм о работе красного разведчика Павла Кольцова, внедрившегося в ставку командующего Добровольческой армии и передающего бесценные сведения. Параллельно чекистам (не без помощи Кольцова) удаётся выявить и обезвредить белогвардейского агента, внедрившегося в ряды Красной Армии.
7. «Хождение по мукам» (1977, 13 серий).
Экранизация трилогии А.Н. Толстого.
Судьба четверых главных героев (Даши и Кати Булавиных, Ивана Телегина и Вадима Рощина) прослеживается с предвоенных месяцев 1914 года и до конца 1920 года. Становление их взглядов и характеров происходит на фоне событий Первой мировой войны, Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны, которые накладывают отпечаток и на них самих и на их взаимоотношения.
8. «Как закалялась сталь» (1973, 6 серий).
Экранизация романа Н.А. Островского.
Жизнь молодого революционера Павла Корчагина прослеживается с предреволюционных времён через события Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны до восстановления народного хозяйства.
9. «Старая крепость» (1973, 7 серий).
Экранизация трилогии В.П. Беляева.
События происходят в украинском приграничном городе Каменец-Подольске и охватывают период с предреволюционных времён до 1930-х годов. Главный герой – Василь Манджура и его друзья Юзик и Петя.
10. «Первые радости», «Необыкновенное лето» (1977-1979, 7 серий).
Экранизация дилогии К.А. Федина.
В центре повествования молодой студент Кирилл Извеков, судьба которого прослеживается с предреволюционных времён до событий Гражданской войны. Показано как он приходит к пониманию необходимости революционной борьбы.
11. «Джура – охотник из Мин-Архара» (1985, 6 серий).
По роману Г.П. Тушкана «Джура».
События фильма происходят в 1928 году в Туркестане и рассказывают о борьбе советских пограничников с басмачами и контрабандистами. Активную помощь в этом им оказывает молодой охотник Джура.
12. «Крах инженера Гарина» (1973, 4 серии).
Экранизация романа А.Н. Толстого.
Несмотря на наличие приключенческой составляющей, это произведение больше внимания уделяет ответственности учёного за свои изобретения и нравственного выбора человека, кому и чему будут служить эти изобретения.
13. «В поисках капитана Гранта» (1985, 7 серий).
По мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
Наверное, нет смысла рассказывать содержание этого произведения. Скажу только, что в этом фильме был сделан очень интересный ход – в сюжет была вплетена линия самого Жюля Верна, рассказано о начале его творческого пути и истории создания романа «Дети капитана Гранта».
14. «Каникулы Кроша» (1980, 4 серии).
Экранизация романа А.Н. Рыбакова.
Сергей Крашенинников (Крош) – герой нескольких произведений Анатолия Рыбакова. В данном фильме сюжет строится вокруг взаимоотношений Кроша и его друзей с искусствоведом Владимиром Николаевичем Лесниковым, являющимся коллекционером нэцке (японских миниатюрных фигурок). В ходе общения с Лесниковым ребята понимают, что он непорядочный и нечистоплотный человек и разрывают с ним отношения.