Савелий Абрамович Сорин (Завель Израилевич) родился в 1878 году в Витебске в бедной ортодоксальной еврейской семье.
Воспитание детей было строгим, уклад семьи религиозным, поэтому, детям очень много запрещалось. Савелий с детства любил рисовать и мечтал освоить рисование профессионально. Но строгий отец не позволял даже думать об этом. Судьба сына была предопределена: продолжать дело отца.
Савелий был недоволен таким раскладом, и в 16 лет, поссорившись с отцом, покинул дом и бродяжничает около двух лет в Одессе. Спустя время, он все-таки поступает в художественную школу в Одессе и заканчивает ее с золотой медалью. Эта медаль дала ему право поступить в Императорскую Академию Художеств (ныне Академия им. Репина в Петербурге).
Занимался Савелий Сорин в мастерской Репина и не всегда прислушивался к мнению преподавателей. Как-то раз, увидев эскиз дипломной работы Савелия, Илья Репин предложил несколько серьезных замечаний к работе. Но Савелий не счел нужным что-то менять, и в итоге, Репин остался доволен работой и упорством своего ученика.
Савелий обожал писать портреты, среди его значительных работ портрет Максима Горького, который остался от него в таком восторге, что посовестился фотографию художника на стене среди фотографий своих близких друзей.
Но особенно Сорин любил писать женские портреты. Он считал важным писать женщин, улавливая их тонкую внутреннюю красоту, даже если женщина казалась некрасивой. Особенное внимание он уделял глазам.
Современники и многие коллеги считали работы Сорина очень идеализированными и «салонными».
Но вот что пишет искусствовед Андрэ Салмон: «Одним из секретов огромной притягательности его (Сорина — В. С.) портретов является то, что он не идеализирует модель, а ловит идеальный момент. Это так очевидно в его прекрасном портрете Павловой, когда она вот-вот начнет танец. Он открывает нам ее душу в момент окрыления».
Кстати, на этот портрет положил глаз рейхсмаршал Германии Герман Геринг. Он увез его из Парижа в Германию, а после войны портрет вновь вернули во Францию.
После революции находится в центре страны становится опасно и Савелий с другом уезжает сначала в Крым, потом в Тифлис. В Тифлисе собирается множество художников, они собираются в месте, много рисуют…
Савелий пишет цвет и красоту грузинской знати.
Портрет княжны Марии Ширвашидзе-Эристави — бывшей фрейлины императрицы и первой красавицы двора — художник возил с собой до самой смерти. А потом вдова Анна Сорина подарила его жене великого князя Монако, Грейс Келли. Он висел над изголовьем кровати блистательной Грейс и был для нее эталоном красоты.
Но в Тифлисе художник задержался ненадолго. Как-то вечером Савелия тайно посещает приемный сын Горького с предупреждением, что если они прямо сейчас не отправятся в Батуми и не сядут на пароход, то попадут в руки большевиков.
8 мая 1920 года Савелий Сорин эмигрирует в Париж и становится «невозвращенцем».
Его имя, несмотря на заслуги и преподавательскую деятельность, вычеркивается отовсюду. Оно и понятно, но неизвестно, какая судьба ждала художника на Родине — многие из его коллег были или расстреляны или репрессированы…
Но в эмиграции Сорин сразу стал достаточно известным — он выставлял свои работы в Тюильри, участвовал в различных выставках вместе с такими художниками как Пикассо и Модильяни, и был весьма востребованным.
Савелий часто путешествовал, бывал в США, поэтому, когда Европу захватила Вторая мировая война, антисемитизм и нацисты, Сорин опять буквально на последнем пароходе переехал в США.
Там к нему выстроилась огромная очередь за портретами, что даже его друг, композитор Сергей Рахманинов, шутил: «Я тебе, Савелий, позировать не стану. Потом, поди, не удастся выкупить свой собственный портрет».
Художник тосковал по Родине. Он много помогал финансово нуждающимся эмигрантам из СССР, среди которых были Бенуа, грабарь, Бунин. Также Сорин делал большие взносы в Фонд помощи СССР, за что получил грамоту от советского посла в Америке Громыко.
За свои успехи Савелий был включен в галерею величайших художников США.
Прожив несколько лет в Америке, Савелий Сорин скончался в 1953 году.
Любопытная деталь — после своей смерти художник завещал свои картины Русскому Музею и Третьяковской галерее. Вдова художника, Анна Сорина, 20 лет безуспешно пыталась передать эти картины в СССР.
Наконец, в 1972 году Анне удалось передать привезти картины на родину, но ее обманули — их решили разместить в периферийных музеях.
Вдове пришлось уехать обратно, забрав с собой оставшиеся картины, но 30 работ все же остались в СССР. Увезенные с собой картины Анна Сорина передала князю Монако Ренье III.
Князь организовал выставку работ Сорина в четырех залах своего дворца для всех желающих, но после его смерти доступ к картинам ограничили.
Подпишитесь на мой канал вас ждут горячие новости из мира искусств и красоты, много интересных историй о жизни, любви, страсти, драме и счастье.
Муза, легенда, богиня дома Шанель. Грешно быть такой красивой