Он считал себя «универсальным пессимистом, в котором живет космический оптимист». Сегодня, 19 сентября, исполняется 110 лет со дня рождения сэра Уильяма Голдинга — английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1983 года. За почти сорокалетнюю литературную карьеру Голдинг создал 12 романов, среди которых «Наследники», «Свободное падение», «Шпиль», «Ритуалы плавания» и, конечно, «Повелитель мух». Причем последний был дебютной книгой англичанина, которая прославила его на весь мир. Творения прозаика неизменно исследовали феномен зла, а биография имела множество неоднозначных эпизодов. Чем же Уильям Голдинг отличался от от других авторов своей эпохи?
Изменился после войны и ставил эксперименты на школьниках
Участие во Второй мировой войне наложило на него отпечаток. Неся службу на флоте, молодой учитель литературы и английского языка пристрастился к алкоголю и стал мизантропом. Некоторые за глаза и вовсе называли его чудовищем. За что? Как минимум, за попытку надругательства над 15-летней девочкой (похожий эпизод есть в «Воришке Мартине»), жестокую кончину кроликов и его любимые занятия: унижение других и проведение психологических экспериментов («Свободное падение»). Причем не только в книгах, но и в жизни. Вернувшись в школу после войны, Голдинг мог цитировать «Илиаду» или «Одиссею» на греческом, а затем, во время похода, предложить мальчикам выяснить отношения самым непедагогичным способом — на кулаках или палках.
Имел множество фобий, а о неудачах Голдинга ходили легенды
В жизни известный писатель не был смельчаком в духе героев его книг и имел множество фобий. Он боялся высоты, уколов, насекомых и пресмыкающихся и ненавидел оставаться в одиночестве без света. А еще его считали чудаковатым мужчиной, который не раз оказывался в глупом положении. Так, будучи настоящим моряком, он ником образом не ориентировался на местности и мог потеряться за рулем рядом с домом. Уильям Голдинг не раз набивал шишки о притолоки, прищемлял одежду дверьми или ронял предметы. Однажды он решил развести золотых рыбок в пруду, но их слопали цапли.
Его «Повелителя мух» подвергали цензуре и запрещали в школах
Всемирно известный роман о группе мальчиков, которые оказались на острове без взрослых, не раз подвергалась нападкам. Первый вариант «Повелителя мух» отвергали десятки издательств. В итоге «Faber & Faber» согласилось, но было одно условие. Уильяма заставили вырезать начало с описанием ужасов ядерной войны. Но без дискуссий в обществе не обошлось. Все из-за демонстрации нецивилизованного и жестокого поведение. Еще в 60-х, в Коннектикуте, роман запретили читать в школах. В 80-х один учитель объяснил ее изъятие из списков для чтения тем, что она «деморализует, поскольку подразумевает то, что человек — это животное». Позже одна из американских матерей заявила, что «история Голдинга вызывает у детей депрессию, отвращение и садистские наклонности».
Главное творение писателя обожает «король ужасов», а группы посвящают песни
Стивен Кинг неоднократно говорил, что «Повелитель мух» — это его любимая книга. В предисловии к переизданию 2011 года Кинг написал: «Из всего, что я читал, эта книга была самой сильной — она схватила меня с первых страниц и достала до самого сердца. Она буквально говорила мне: «Это не просто развлечение, это вопрос жизни и смерти». Кстати, многие известные музыканты не раз отдавали дань уважения «Повелителю мух, посвятив книге Уильяма Голдинга несколько песен. Так, U2 написали «Shadows and Tall Trees» (названа в честь 7 главы), The Offspring — «You’re Gonna Go Far, Kid» (в честь смысла книги), а Iron Maiden просто озаглавили один трек «Lord of the Flies» (в честь названия).
Дочь написала о нем мемуары, чтобы развенчать миф о «монстре»
В 28 лет Уильям сделал предложение химику Энн Брукфилд. В итоге они были вместе всю жзинь и дали жизнь двоим детям: Дэвиду и Джуди. Дочь даже пошла по его стопам, издав несколько книг. А к столетию отца написав его биографию «Дети любовников». Она объясняла название тем, что родители оставались увлеченными друг другом до самой смерти. По ее словам, папа «во многих отношениях был очень добрым, понимающим, милым, теплым и веселым человеком. Странно, но никто не верит в это: все убеждены, что он был чрезвычайно мрачен». При этом Уильям отзывался о самом себе уничижительно: «Когда-нибудь, если моя литературная репутация останется на столь же высоком уровне, люди начнут изучать мою жизнь, и обнаружат, что я — монстр».
Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!