Есть у Кира Булычева такая повесть «Белое платье Золушки», которая тоже относится к серии про Владислава Павлыша (кстати, есть идея написать о его «моральном облике», если вы понимаете, о чём я). Эта повесть состоит из нескольких рассказов, посвящённых одной, довольно интересной теме – изменению человека. И не просто «изменению» – например, внешности – а превращению человеческого существа в существо совершенно иного вида. И вот о концепции всего этого дела я и хотел бы поговорить…
Вообще, такая идея не нова – как говорил один литературный персонаж, идеи порой просто носятся в воздухе, надо только ухватить. Например, к такой теме обращался Дэн Симмонс в «Гиперионе» – Бродяги, что изменяли себя, чтобы приспособиться к самым разным условиям космоса и других планет… Или можно вспомнить Джона Скальци (хоть мне и не всегда нравится его стиль) – идеи, заложенные в «Войне старика» и развитые в «Бригадах Призраков», тоже смотрятся очень даже интересно. Но, если снова кто-то будет говорить о том, что «Кир Булычёв снова всё украл! Фу таким быть!» и так далее, я отвечу сразу, даже не приводя, что и когда выходило. «Гиперион», как ни крути – шикарная космоопера с большим количеством боевых сцен. И сцен с Бродягами там очень и очень много. Что касается Скальци, то его книги были написаны сильно позже Булычёва, да и тематика там снова – военная. Хотя да, написано всё это было очень и очень интересно. Что же до Кира Булычёва, то его книги – мирные. Они – не про войну, и эта повесть – уж точно. Но, давайте уже перейдём к ней…
Давайте представим себе ситуацию – открывается планета. Условия для жизни там – ну, фраза «не самые приятные» – будет просто преуменьшением. Можно вспомнить, например, Месклин из замечательной «Экспедиции «Тяготение»», от Хола Клемента, где на полюсах гравитация достигала 700g. А человеческий зонд совершил посадку именно там, и именно оттуда надо было достать результаты… А даже на экваторе, где была база и жил Лётчик (как называл Барленнан человека, что с ним контактировал), было «всего-навсего» 3g… Понятно, что люди при таких условиях жить просто не в состоянии… И какие же могут быть варианты для работы в таких условиях?
Можно послать роботов. Но роботы – далеко не всегда самый хороший вариант. Они могут быть неустойчивыми к окружающей среде (как это было, например в «Зовите меня Джо» – где вода была тверже металла, а сталь просто рассыпалась в труху). А ещё роботы, как правило, могут отлично работать по заданной программе, но пасуют там, где нужно сделать что-то, что этой программой просто не предусмотрено. Можно говорить и о дистанционном управлении – но и там есть свои заморочки. И вот тогда и появилось решение – а почему бы не изменять человека так, чтобы он мог, не пользуясь скафандром, или какими-то иными тяжёлыми системами жизнеобеспечения, высаживаться на планету и выполнять там некоторые действия?
Собственно, рассказ «О некрасивом биоформе», как раз именно об этом. Жил-был Игорь Драч. И о том, как этот самый Игорь Драч выглядел, мы (читатели) узнаём далеко не сразу. Более того, почти в самом начале – уже после того, как он выбрался с той планеты, на которой работал, есть несколько сцен – про апельсиновый сок. И мне на тот момент было странно – что не так с апельсиновым соком? Кстати, именно после этого рассказа я сам полюбил данный напиток…
О том, как Игорь Драч выглядит, мы узнаём из сцены несколько позже, когда он на прогулке встречается с девушкой и беседует с ней. С вашего позволения, я процитирую этот момент.
«Девушка увидела свинцового цвета черепаху, на панцире которой, словно черепашка поменьше, располагалась полушарием голова с одним выпуклым циклопическим глазом, разделенным на множество ячеек, словно стрекозиным. Черепаха доставала ей до пояса и передвигалась на коротких толстых лапках, которые выдвигались из-под панциря. И казалось, что их много, может, больше десятка. На крутом переднем скосе панциря было несколько отверстий, и из четырех высовывались кончики щупалец. Панцирь был поцарапан, кое-где по нему шли неглубокие трещины, они расходились звездочками, будто кто-то молотил по черепахе острой стамеской или стрелял в нее бронебойными пулями. В черепахе было нечто зловещее, словно она была первобытной боевой машиной. Она была не отсюда.»
То есть, для освоения планет – очень тяжёлых (в плане гравитации) и горячих (во всех смыслах) планет, Игоря Драча изменили. Фактически, его тело, его плоть полностью «перекроили», превратив его именно в такую вот «систему». Но, даже такая система не является неуязвимой – Драч был дублёром другого специалиста, человека по фамилии Грунин. И тот погиб спустя три месяца после высадки на первую планету. А Драч прошёл потом их все. И, как можно судить по цитате, это не прошло для него даром. И, как можно судить по самому рассказу (это первая глава повести), физически Драч тоже не в самой лучше форме. Да, он крепче человека, у него выше болевой порог и всё такое – но, как сказал руководитель программы биоформирования (и её «отец), Геворкян:
«— Ты слишком долго был в своем нынешнем теле. Ты сейчас физически новый вид, род, семейство, отряд разумных существ. У каждого вида есть свои беды и болезни. А ты, вместо того чтобы следить за реакциями и беречь себя, изображал испытателя, будто хотел выяснить, при каких же нагрузках твоя оболочка треснет и разлетится ко всем чертям.
— Если бы я этого не делал, то не выполнил бы того, что от меня ожидали.
— Герой, — фыркнул Геворкян. — Твое нынешнее тело болеет. Да, болеет своей, еще не встречавшейся в медицине болезнью. И мы должны будем ремонтировать тебя по мере трансформации. И при этом быть уверенными, что ты не станешь уродом. Или киборгом. В общем, это наша забота. Надо будет тебя пообследовать, а пока можешь отправляться на все четыре стороны.»
Но, так получилось, что происходит нештатная ситуация, здесь, на Земле. Извержение вулкана. И надо расчистить старое русло, по которому должна пойти лава – если этого не сделать, то будет беда. А техники, которая сможет работать в тех условиях, поблизости нет. И на её доставку нужно время. Зато есть Игорь Драч, который услышал о том, что срочно нужен кто-то, с такими возможностями, как у него…
Я не буду рассказывать о всей повести – она очень интересна. Просто сама идея того, что люди могут меняться для выполнения тех или иных заданий на других планетах, как мне кажется, очень интересна, и Кир Булычёв смог очень хорошо рассказать об этом. И я не хочу сказать, что Бродяги Симмонса, или «спецы» из «Бригад Призраков», которые на людей даже не были походи (а там очень интересные экземпляры были!) хуже. Но Булычёв расписал не просто «мы не хотели менять под себя планеты, чтобы там жить, а решили изменить себя под эти условия!» («Гиперион»), или «нам были нужны солдаты, которые могут действовать в любых условиях – и мы их создали!» («Бригады Призраков», а просто вполне себе мирные и научные цели. И получилось у него, как мне кажется, очень даже хорошо и интересно!