Найти тему

Первая леди сказочной Чехии

Оглавление

Волшебные истории Чехии (тогда еще Чехословакии) были для меня в детстве и романтическими мелодрамами, и фэнтези, и в принципе эталоном сказки, в которую можно поверить и в которой хочется жить. Подлинные средневековые замки и потрясающие виды, красивые актеры в ослепительных нарядах, все эти замечательные детали интерьера, которые сразу погружали в условную старину — кубки, блюда, канделябры, броские украшения и доспехи, роскошные ткани, причудливые головные уборы, благородная мебель, как будто взятая из настоящих дворцов. Все это покоряло воображение, и конечно, было объектом для подражания в играх. Сколько отрезов дефицитных тогда еще тканей пострадали в попытках приблизиться к идеалу, не говоря уже о шторах и маминой бижутерии, которые были в постоянной опасности.

Кадр из фильма «Златовласка». Единственная соперница Либуше Шафранковой в моем рейтинге детских лет.
Кадр из фильма «Златовласка». Единственная соперница Либуше Шафранковой в моем рейтинге детских лет.

Не могу сказать наверняка, но мне кажется, что я пересмотрела все сказки, которые были дублированы на русский язык. Одни с течением времени забылись (красота актеров не всегда равна их харизме), другие и сейчас всплывают в памяти яркими сценами. Но главной принцессой страны чехословацких сказок для меня была и осталась Либуше Шафранкова. И этот случай, когда актриса покоряла именно обаянием, а не просто миловидной внешностью — в западнославянских странах нет недостатка в красивых женщинах.

В моем личном рейтинге младшего школьного возраста ее единственной соперницей могла быть только Златовласка, которую сыграла Йорга Котрбова. Но та принцесса была слишком волшебной, нереальной с ее сверкающими блондинистыми локонами. А Золушка в исполнении Либуше была живой и настоящей красавицей. Эта правдоподобность, впрочем, отличала и других ее сказочных героинь, которым и посвящена моя ностальгическая статья.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»

Золушка, «Три орешка для Золушки»

Не хочу обидеть поклонников нашей «Золушки», но для меня именно киносказка Вацлава Ворличека до сих пор остается эталоном экранизации. Фильм полон находок и сочных деталей: зима вместо лета (хотя это и получилось не по воле режиссера), мода раннего Возрождения — эти ниспадающие свободными складками юбки и рукава с разрезами, береты и лосины на мужчинах вместо набивших оскомину корсетов и пышных юбок, готический розовый плащ Золушки с характерным капюшоном и металлическая сетка у королевы (монархи не обязаны слепо следовать моде), верховая поездка вместо кареты из тыквы, таинственные орешки вместо феи. В общем, перечислять можно долго. Но главная удача фильма — образ самой Золушки, который опередил свое время лет на двадцать, а сейчас вообще актуален как никогда.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»

Золушка здесь — девчонка-сорванец, жизнерадостная и неунывающая. Она добрая и отзывчивая девушка, но вовсе не безответная жертва деспотичной мачехи и вредной сестры. Эта Золушка умеет постоять за себя, она насмешлива и у нее острый язык. Да, она подчиняется силе, но каждый раз дает отпор, устанавливает границы. Героиня не теряет чувства собственного достоинства даже в обстановке ошеломляющего королевского бала. И когда принц самонадеянно заявляет, что женится на ней, она напоминает ему, что еще не согласилась. Эта Золушка многолика, она предстает не только в образе бедной служанки, но и меткого охотника, и умелой наездницы. Она сама часть незримого волшебного мира вокруг, который проявляет себя не в лоб, а незаметно. Магический реализм — это второй секрет фильма. Магия пронизывает повседневную жизнь, но сохраняет тайну. И увидеть чудеса может только Золушка.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»

Если у Шарля Перро героине помогает фея, то в версии братьев Гримм — фактически, дух покойной матери в облике белой птицы, живущей в ветвях орешника на могиле. А в истории Божены Немцовой, вольной экранизацией которой и считаются «Три орешка», орешки героине привозит отец, но инструкцию по применению Аннушке (так тут ее зовут) выдает лягушка. В фильме же Золушке как будто помогает сама природа, молчаливый зимний лес, как будто признающий ее своей. Девушка разговаривает с совой Розаркой, ей помогают голуби, а конь Юрашек приходит сам в нужный момент. Ответов в фильме нет, но зато есть атмосфера чуда, ощущение загадочного мира, который совсем рядом. И это впечатление остается даже после просмотра уже сейчас.

Кадр из фильма «Русалочка»
Кадр из фильма «Русалочка»

Принцесса, «Русалочка»

Здесь у Либуше эпизодическая роль невесты принца, заглавную сыграла ее младшая сестра Мирослава. Но достаточно пары сцен, чтобы уловить символизм образов. Счастливая соперница русалочки полностью отвечает описанному образу Андерсена — она вовсе не надменная гордая принцесса, которая отнимает суженого у русалочки, и вообщене противница героини. Она красива, умна, милосердна, что называется из плоти и крови, и достойна любви принца. Принцесса тут олицетворение самой земли. И земная девушка выступает лишь невольной соучастницей неизбежной трагедии морской девы, чужой этому миру.

Кадр из фильма «Русалочка»
Кадр из фильма «Русалочка»

Вечерняя звезда, «Принц и Вечерняя звезда»

В этой картине актриса меняет имидж, он становится более игривым, чувственным. Выбранный стиль делает Либуше почему-то неуловимо похожей на Мишель Мерсье и ее Анжелику, хотя, вот парадокс, Анжелика-то блондинка. Однако сама Мерсье брюнетка и Либуше в некоторых кадрах почему-то здорово на нее похожа. Возможно, все дело в прическе — крупных локонах и взбитой челке. Или в ее платьях с явным привкусом XVII века и дворцом примерно в том же духе.

Кадр из фильма «Принц и Вечерняя Звезда»
Кадр из фильма «Принц и Вечерняя Звезда»

Очаровательная и бесконечно терпеливая Вечерняя звезда сама выбирает себе принца, покоряет его и прощает ему ошибки, дает время возмужать и вырасти. На этот раз актриса предстает в образе не земной, а небесной возлюбленной, той, которую древние греки называли Афродитой Уранией, светоносной и вдохновляющей, дающей надежду даже в абсолютном мраке. Ведь она же в первую очередь Вечерняя Звезда. Кстати, похожую роль отыгрывает во «Властелине колец» и невеста Арагорна Арвен.

Милена и Принцесса Алмазных скал, «Третий принц»

Превосходная готическая история, которая в некоторых моментах затрагивает и взрослого человека, заставляет его испытать чувство тревоги. В сказке умело создали атмосферу легкой жути даже в солнечный день, при этом авторы обошлись минимумом выразительных средств. Интригующий кадр в начале, загадочные циркачи-предсказатели, внезапно возникающий в дворцовых покоях принцев второй портрет наследницы Алмазных скал, лабиринт зловещих скал, откуда доносится стук искателей самоцветов, почти детективная история двух сестер — все элементы блестящей композиции и правильной атмосферы слегка страшной сказки.

Кадр из фильма «Третий принц»
Кадр из фильма «Третий принц»

Актриса предстает в роли сразу двух сестер-принцесс. И ни одна из них не напоминает ее прежние образы. Одна — сплошная загадка, холодная, суровая и требовательная, молчаливо взирающая на исполнение проклятия. Ее имя мы так и не узнаем. Она как будто сама часть Алмазных скал, их повелительница и одновременно пленница. Вторая — обольстительная, кокетливая и своенравная Милена.

Кадр из фильма «Третий принц»
Кадр из фильма «Третий принц»

Она кажется добрее и лучше сестры, но я почему-то уверена, что именно каприз Милены стал причиной несчастья, случившегося с Йиндржихом и горя ее сестры. И разумеется, принцесса Алмазных скал мстит Милене и ее избраннику Яромиру. Потому что скалы не прощают и не забывают. Или принцессы жестоко дурачат влюбленных поклонников? В истории остается недосказанность. Прическа обеих сестер отсылает к Клеопатре, притягательной и опасной царице, которая в легендах одаривала любовью в обмен на смерть.

Марушка, «Соль дороже злата»

Потрясающе красивая сказка, настоящее наслаждение для глаз. Тот случай, когда хочется бесконечно вырезать самые яркие кадры. Нарядные и по-настоящему роскошные костюмы, эффектные актеры, необыкновенно красочная картинка. Цветное Средневековье — каким оно и было в противовес последним тенденциям темного фэнтези, когда все, от королей и знати до нищих, почему-то одеты в тусклые линялые тряпки. А ведь одежда была главным показателем статуса человека в те времена.

 Кадр из фильма «Соль дороже злата»
Кадр из фильма «Соль дороже злата»

Как будто намеренным контрастом выглядит довольно мрачный сюжет, отсылающий и к народной сказке «Соль», и к бессмертному «Королю Лиру». Одна из сестер должна занять трон, так как у старого короля нет сыновей. Две старшие (Ванда и Барбара), как и в первоисточнике, олицетворяют власть золота и драгоценных камней, третья же (Марушка) предпочитает самоцветам и холодному металлу красоту живых цветов, она любит все, что растет и знает, что подлинная сила принадлежит живой природе. Последнюю и играет Либуше Шафранкова.

 Кадр из фильма «Соль дороже злата» . Принцесса Ванда, которая верит в силу золота.
Кадр из фильма «Соль дороже злата» . Принцесса Ванда, которая верит в силу золота.

Радует, что здесь нет карикатурных соперниц-дурнушек. Все три сестры равно красивы, но разной прелестью. В сказке старшую сравнивают с пышной розой, среднюю — с гордой и стройной лилией, а третью — с лесной фиалкой, чья красота открывается лишь избранным. И актрисы полностью соответствуют этому описанию. По сравнению с экранными сестрами Марушка в исполнении актрисы выглядит самой живой, изящной и нежной принцессой.

 Кадр из фильма «Соль дороже злата» . Принцесса Барбара, предпочитающая драгоценные камни.
Кадр из фильма «Соль дороже злата» . Принцесса Барбара, предпочитающая драгоценные камни.

Ванда сравнивает свою любовь с золотом, которое обожает, Барбара — с сиянием любимых драгоценных камней, а Марушка — с солью, самым ценным даром земных недр. О символике такого выбора я уже подробно писала здесь. Скажу только, что и принцев сестры выбирают себе под стать. Старшие — алчных и жестоких завоевателей, а Марушка — принца из царства соли. В фильме ей приходится еще сложнее, чем в сказке, ведь она вынуждена противостоять не только отцу, но и родителям избранника.

Кадр из фильма «Соль дороже злата». Принцесса Марушка, которая знает, что соль дороже золота и самоцветов.
Кадр из фильма «Соль дороже злата». Принцесса Марушка, которая знает, что соль дороже золота и самоцветов.

У Либуше Шафранковой богатая фильмография, в которой сказки занимают лишь небольшую часть. Но на мой взгляд, в этом амплуа она по праву является главной принцессой сказочного королевства, незримо существующего где-то между Богемией и Моравией.

НАВИГАТОР КАНАЛА