Продолжаю разбор персонажей популярнейшего среди женской аудитории сериала «Клон». Хотя жаль, что женской, ведь проблемы, заявленные в этом произведении, стоят внимания. Поэтому в этой статье сделан акцент на персонажей оказавшихся замешанными в историю с наркотиками.
Как психолог, работавший несколько лет в реабилитационном центре для зависимых от психоактивного веществ, я четко знаю, что зависимость болезнь семейная, она поражает не только употребляющего человека, но и все его ближайшее окружение: родителей, детей, друзей, коллег. Окружающие наркозависимого тоже больны, только их болезнь называется созависимость и означает элемент сопричастности к этой проблеме. Объясню более подробно на примерах.
Мэл Феррас. Милая девочка виновница самой большой беды в семье. Мэл показала очень ярко поведение наркозависимого. Здесь было все: и иллюзия контроля употребления, и жесткие срывы, стадии отказа от употребления, притоны, реабилитационные центры и т.д. Очень быстро Мэл из достойной наследницы Леонидаса Ферраса превратилась в наркоманку в грязном пальто. И здесь нет сериальных преувеличений, все как в жизни. У многих поведение Мэл вызывает возмущение и осуждение «богатая избалованная девчонка начинает баловаться наркотой, типичная история!». Но так ли все просто? Я уже сказала, что зависимость – это болезнь семейная. Что же случилось с Мэл на самом деле?
А случилась нездоровая атмосфера в семье Феррасов. Домашний тиран Леонидас, который знает как будет лучше для всех (читай статью 2), морально опустошённый отец Лукас (читай статью 1), который по факту отстранен от семьи, требовательная мать Маиза, ей не так-то просто угодить, да до кучи геперзаботливая экономка-няня Далва, которая шагу не даст сделать без своих сопроводительных речей. Да, семейка покруче Адамсов, но при чем тут наркотики, скажите вы. Так вот Мэл – это не ребенок, рожденный в любви, а ребенок, ради которого Лукас и Маиза сохранили семью. Все взросление Мэл чувствовала, что родители ненавидят друг друга, а на самой девочке тяжкая ноша, ведь все мучения родителей происходят из-за нее. Вроде бы все любят Мэл, но каждый в ней видит не просто человека, а свои нереализованные мечты. Для Леонидаса – это будущая руководительница компании, для Лукаса – ответственность длинной в 20 лет, для Маизы – способ удержать мужа, а для Далвы – маленькая принцесса, которая разряжает гнетущую атмосферу в доме.
И Мэл отлично справлялась со своими функциями, пока пубертатный период не разгорелся во всю. Мэл, как и любой подросток, который понял, что у него есть собственная личность, попыталась ее отстоять. Неуспешно. Куда там тягаться с такими крупными фигурами, когда девочка унаследовала от отца зависимый тип личности и главную установку на жизнь «я беспомощен». Только если у Лукаса это выразилось в эмоциональную зависимость, то у Мэл – зависимость от психоактивных веществ. Ведь наркотик — это способ вырваться от постоянного контроля семьи и почувствовать себя свободной. Хоть и ненадолго.
И остановите свои осуждения, когда видите сцены показывающие, где Мэл убеждает всех, что она больше не будет употреблять. Это самый настоящий наркоман в активной стадии употребления, способный на самые низкие манипуляции. На самом деле может показаться, что в какой-то степени я оправдываю Мэл. Но это не так. Зависимость не снимает ответственность с человека за употребление. При этом я вижу ошибки ее родственников в системе помощи Мэл, поэтому это слегка выглядит как оправдание персонажа. И все это – отличное пособие по тому, как НЕ надо взаимодействовать с зависимым.
Нанду/Реженинья. Субпотребы Мэл, молодые ребята, подсевшие на наркотики. Очень оттеняют Мэл и раскрывают больше тему зависимости. Нанду по типу личности очень похож на Мэл, тоже проживает семейную драму. На его примере хорошо показали, как наркоман отказывается от мечты всей своей жизни за очередную дозу. Ведь Нанду мог бы стать известным музыкантом, но на конец сериала ему предстоит еще долгое выздоровление в реабилитационном центре.
А вот Режининья яркая представительница диссоциалов. Все наркоманы в активную стадию употребления становятся похожими на диссоциалов. Но в отличие от Нандо и Мэл у Режениньи диссоциальное расстройство личности можно наблюдать еще в подростковом возрасте, это подтверждает ее сложные отношения с матерью. Мать Режениньи отказалась от своей еще несовершенной дочери и не хочет больше принимать участия в ее жизни. Стоит сказать, что она порядочная работающая женщина, живущая в бедном районе Рио. И для тех, кто встречал таких Реженинь в реальной жизни, все это не будет удивлением. Их отличает бессердечное равнодушие к чувствам других, грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями, неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания. Как же такие милые Нандо и Мэл, дети из благородных семей, оказались связаны с такой жесткой Режениньей, опять спросите вы? Так вот именно с Режениньей они опустились до того социального дна, где ограбление и вандализм стали ежедневной нормой.
Лобато. Игра актера на высшем уровне! Вот уж кто в полной мере показал мышление наркозависимого. В начале сериала нам тонко намекают о проблемах Лобато с алкоголем, а вот во второй половине сериала дают много экранного времени на раскрытие персонажа. Если Альбиери рассуждает о проблеме клонирования, Али раскрывает культуру Востока и роль Бога в жизни человека (читай часть 1), то Лобато рассказывает о проблеме химической зависимости. Сидя в кабинете у психолога, да еще с максимальным приближением на лицо камерой, Лобато рассказывает о внутренних переживаниях, о сжирающем чувстве вины, о непреодолимой тяге, которыми страдают все, кто болен химической зависимостью. Откровения Лобато можно пересматривать в качестве профилактики употребления, на столько хорошо, по моему мнению, обыграна им тема зависимости.
Про зависимых поговорили, теперь идем к созависимым. Если есть зависимый, то следует поискать в его окружении спасателей-созависимых. У Лобато — это друг Леонидас и его девушка Керол. У Нанду – мать Кларисси и лучший друг, сын Ледьяне и Тавиньо. У Мэл – это целая армия, описанная ниже.
Маиза Феррас. Получилось так, что пишу о ней в середине статьи, да еще и в 3й части разбора. Хотя она очень яркий персонаж. Так получилось, что именно у Маизы произошел большой личностный рост за сериальную историю. Маленькие девочки ненавидят Маизу за то, что она не дает Жади и Лукасу быть вместе. Взрослые женщины относятся к ней с сочувствием и даже пониманием. А я скажу так «виновата во всем сама». Молодая Маиза встречалась с братом-близнецом Лукаса, но не была его невестой (заблуждение многих зрителей). Давайте посмотрим глазами молодой девушки. Перспективный, богатый, красивый, молодой Диогу. Как бы хорошо стать его женой – живи и нет забот. И тут вдруг Диогу так неожиданно умирает. Зато есть Лукас - перспективный, богатый, красивый, молодой. Вариант очевиден – завоевать сердце Лукаса. Маиза эгоистична, меркантильна и расчетлива, и к тому же очень хитра. Лично я отношу Маизу к пассивно-агрессивным личностям, основная стратегия Маизы – сопротивление, как только ее интересы могут задеть. При чем это сопротивлеине не такое яркое, как например у Саида или Леонидаса, а скрытое, навредить исподтишка. Яркий тому пример ожерелье, которое Маиза подложила парню Мэл, чтобы испортить их отношения. Или агрессия направленная на Жади, Маиза старалась повлиять на ее жизнь, манипулируя Саидом или Лукасом. В общем Маиза страшная женщина, когда злится. Виновата она в том, что, погнавшись за богатством, она сама себе испортила жизнь, а когда поняла, что деньги не равно счастье, то была уже с ребенком и не такой молодой. Соответственно единственный способ разрядить напряжение для пассивно-агрессивной личности – делать пакости другим людям.
Со временем Маиза одела на себя ореол мученицы, которая терпит рядом с собой непутевого мужа из-за общего ребенка. И стала напоминать об этом Мэл, подкрепляя нездоровую атмосферу дома. К моменту, когда Мэл становится наркоманкой, Маиза собрала все ошибки созависимых людей, пытаясь уберечь дочь от употребления, она только сильнее способствовала росту болезни зависимости. Но стоит отметить, что именно Маиза первая из этой семьи кто осознал свои ошибки и пошла на встречу Анонимных Созависимых. Там она поняла как всю жизнь только и делала, что ошибалась. Программа анонимных сильно изменила Маизу в лучшую сторону, она отпустила все обиды и к концу сериала зажила своей
реальной, а не придуманной, жизнью. И именно в тот момент, когда начала психически выздоравливать Маиза, у Мэл появился шанс на трезвую жизнь. Маизе аплодисменты за успешную трансформацию.
Далва. Экономка Феррасов, которая постоянно лезет в дела хозяев. Это конечно безумно мило, что у них теплые отношения. Но Далва явно переборщила своим контролем. Настоящий созик! Она слишком навязчивая. Сколько раз за сериал она лезла в отношения Жади, Лукаса и Маизы, Леонидаса и Иветти, Мэл и Шанди. Не передавала важных звонков, не пускала в дом. Именно с такими людьми прогрессирует болезнь зависимость. Так как они не дают другим людям вырасти самостоятельными, не дают им право на выбор. Ведь им лучше знать, когда надо покушать, с кем надо встречаться, чем заниматься и т.д.
Кларисси. Еще одна мамочка оказавшаяся втянутая в историю с наркоманами. Мне симпатизировала эта женщина на протяжении всего сериала. Также как и Маиза наступала на грабли созависимых, спонсируя употребление своего сына Нанду. Например, зная, что сын употребляет, она водила его с собой в клуб по принципу «Уж если пьет, то под моим присмотром». Но делала это не потому, что хотела навредить, а потому что хотела спасти сына. А для его спасения нужны постоянно деньги. В отличие от Феррасов у нее нет больших денег, да и вообще денег нет, так как муж Кларисси оказался жертвой аферистки, но об этом в следующей части. Получается по своему финансовому статусу Кларисси больше приближена к обычному зрителю, поэтому больше вызывает сопереживания. Как типичная созависимая, Клариси готова пожертвовать своими отношениями с порядочным мужчиной, лишь бы не вылезла правда о том, что ее сын наркоман. Да, стыд — это постоянное чувство, которое испытывает созависимый.
Шанди. Возлюбленный Мэл закрывает парад созависимых данного сериала. Простой парень, действительно положительный персонаж. Честный, работящий, умеющий любить. Но вот, к сожалению, именно он оказался в ловушке зависимых отношений. На контрасте с Шанди Мэл выглядит еще более ущербной. Даже узнав, что у Мэл серьезные проблемы, Шанди очень долгое время пытается в одиночку вывести ее из пагубной зависимости. Что делает его похожим на Маизу, Далву и Кларисси. Он продолжает верить манипуляциям Мэл и не прибегает к помощи специалистов. Хотя по-хорошему, притащил бы ее за волосы в дом деда Леонидаса и перестал прикрывать бы ее ночные гуляния, то может все закончилось по-другому. Но Шанди уж очень положительный и даже в конце сериала он возвращается к ней, потому что чувствует за нее ответственность. Он даже принимает новорожденного ребенка, который как говорит Мэл, от Шанди. Но что-то ту меня глубокие сомнения по этому поводу.
Подытожив. Очень интересные судьбы описаны в сериале «Клон», правильная подача информации о химической зависимости. Добавьте к этому реальные кадры выздоравливающих наркоманов, которые вставлены в каждую серию, где затрагивается эта тема. Напомню, что «Клон» первый сериал, где так подробно описывается эта проблема.
Читайте продолжение разбора в заключительной четвертой части статьи!
#клон #зависимость #психология #характер