8 задание считается сложным, но если один раз разобраться, то оно не составит никакого труда в выполнении и 5 баллов будут вашими.
Для начала, я распишу как мы должны мыслить при выполнении задания.
1. Читаем левый столбик "грамматические ошибки". Отмечаем для себя самые легкие, которые нам наиболее понятны.
2.Переходим к предложениям. Читаем внимательно, если на этом этапе появилась мысль, что какое-то предложение "некрасиво звучит", отметьте его.
Пока читаем, подчеркиваем грамматические основы в предложениях, причастные и деепричастные обороты, и обводим в кружочек все союзы(а, но, и,что итд..). Половина работы уже сделана. Осталось только правильно найти ошибку.
3.ОШИБКИ
Я распределила ошибки от самых, по моему мнению, простых для понимания, к самым сложным.
В кодификаторе дается 10 ошибок, 5 из которых вам попадутся в КИМе.
1.Нарушения построения предложения с причастным оборотом
Здесь мы ищем предложение, в котором ЕСТЬ причастный оборот. Следует быть очень внимательным, ибо дается ,например, 3 предложения с причастным оборотом, а ошибка только в одном из них!
Предложения в которых причастного оборота нет, автоматически откидываем. Они нам не нужны.
Что нам нужно сделать в задании?
Нужно найти предложение, где определяемое слово и причастный оборот НЕ сочетаются.
Алгоритм выполнения:
1.Ищем причастие.
Причастие-это как прилагательное, но в основе слова лежит глагол
Н: видевший(видеть)
Отвечает на вопросы: Какой? что делающий? Что сделавший?
Причастный оборот-причастие с зависимыми словами.
2.Ищем определяемое слово(как правило, это существительное).
Ос-это слово, от которого зависит причастный оборот. Причастный оборот ВСЕГДА выделяется запятыми! Причастный оборот может стоять в предложении перед определяемым словом.
Например: Маше подарили платье(определяемое слово), сшитое (причастие)из пестрой ткани(зависимые слова).
Маше подарили(что?)-платье
платье(какое?)-сшитое из пестрой ткани.
Самое главное, не спутать причастный оборот с грамматической основой, т. е некоторые могут подумать, что платье сшитое-это грамматическая основа, но это не так!
Чтобы избежать такой ошибки, нужно знать суффиксы причастий.
Лайфхак-причастие можно заменить словами «тот,который» летящий- (тот,который) летит, сшитое-(то,которое) сшили, невидимый(тот,которого) невидно.
Разберем на примерах их КИМа.
"Мне подарили книгу Л.Н.Толстого, опубликованного ещё при жизни писателя."
Определяемое слово-книгу.
Причастный оборот-опубликованного ещё при жизни писателя.
Ошибка- НЕ опубликованного,а книгу(какую?) опубликовАННУЮ.
То есть,задаем вопрос от определяемого слова к причастному обороту и смотрим,все ли корректно получается.
Еще один пример: " В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне."
Действуем по тому же алгоритму, и понимаем,что правильным вариантом будет "солдата (какого?), сохраняющЕГО"
Самое главное-найти определяемое слово и правильно задать вопрос!
2.Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом
Аналогично причастному обороту.
Деепричастие -что делая? Что сделав? Убирая,испугавшись,положив
Деепричастный оборот- это деепричастие+зависимое слово
Разобравшись(деепричастие)с правилами(зависимое слово), я написал сочинение.
Рассуждаем так: Я написал сочинение ЧТО СДЕЛАВ??- разобравшись...
3.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
ИЩЕМ ПРЕДЛОГИ!
Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ(наиболее часто встречаемые) употребляются только с существительным в дательном падеже.
Обычно, в начале предложения стоит предлог и после него существительное. Нам нужно, чтобы существительное после предлога имело правильную форму.
p.s предлог может стоять и в середине предложения!!
благодаря (кому?)
вопреки (чему?)
согласно (чему?)
Реже встречается предлог «ПО» в значении «после» управляет предложным падежом.
по приездЕ
по истечениИ
по прибытиИ
Пример из кимов: Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно(предлог) своего характера и моральных устоев. Правильно:СВОЕМУ!!!
4.Ошибка в построении сложного предложения
*сложное задание, если попадется, то сначала делаем все легкое, а потом это
Подобные ошибки чаще всего заключаются в неверном использовании подчинительных союзов.
когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто
Примеры из кимов:
Учитель указал о том, что(подч союз)в сочинении есть ошибки. Учитель указал на то(правильно!), что в сочинении есть ошибки.
5. Неправильное употребление числительных
Здесь мы ищем числительные!
Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? н:два, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один,одна пятая, три целых, две седьмых
Двое тигровохотились на антилоп(два тигра!!)
1.У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
2.Числительное «оба» относятся к мужскому роду, а «обе» — к женскому;
3.Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных (не детёнышей!)
Пример из кима: К школе родители купили двое пар брюки пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца. (ДВЕ ПАРЫ)
6.Неправильное построение предложения с косвенной речью
ИЩЕМ КОСВЕННУЮ РЕЧЬ!
В таких предложениях постоянно кто-то что-то сказал, возразил, произнёс и так далее .Ошибка происходит из-за смешения прямой и косвенной речи.
Пример из кима: И сказала Баба Яга, что «Я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришёл». Местоимения не изменились
И сказала Баба Яга, что она давно русского духу не слыхала, а тут он к ней сам пришёл.-ПРАВИЛЬНО
НАПОМИНАЮ,ИЩЕМ НЕ ПРЯМУЮ РЕЧЬ!!!!!
Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.(не может им помочь)
7.Ошибка в построении предложения с однородными членами
Ищем однородные члены(отвечают на один вопрос, имеют одинаковую форму. )
Двойные союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО»(если видим это, то в этом предложении есть ошибка)
Примеры из кима: Грамоты не только получили призёры, но и активные участники среди зрителей. (здесь однородные подлежащие: призеры и участники (что сделали-получили)
Грамоты получили не только призёры, но и активные участники среди зрителей. ПРАВИЛЬНО
Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.(литература и история -однородные)
Образованный человек хорошо знает как литературу, так и историю.(правильно)
8.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В ПРЕДЛОЖЕНИИ ИЩЕМ В СКОБКАХ НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ!!!
Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины в кавычках.
ПРИМЕР ИЗ КИМА:
А. И. Куинджи в картине «Березовой роще» не использовавшимся до этого в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. (березовая роща!)
9.Нарушение связи между подлежащим и сказуемы
КТО !! ТЕ,КТО!!!!! ВСЕ,КТО !!!!!(если видите это, то 90% в этом предложении ошибка)
p.s наиболее часто встречающиеся.
Здесь нужно найти грамматическую основу предложения.
Именно тут нас ждет ошибка.
Пример из кима: Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?( при подлежащих КТО, как НЕ; КТО-ТО ИЗ сказуемое должно всегда стоять в мужском роде единственного числа)
Кто, как не сама природа, научиЛ будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
В марте те, кто достиг 18 лет, участвовалИ в выборах Президента Российской Федерации.(подлежащее ТЕ требует сказуемого во множ. числе)
10.Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Ищем глагол!
Легко заметитить, ибо в предложении будут 2 глагола, один,например,в прошедшем времени, а другой в настоящем.
Пример из кима:В детстве особенно важно научиться любить природу и понять её красоту и тайну.
В детстве особенно важно научиться любить природу и понимать её красоту и тайну.(правильно).
Надеюсь,мой материал будет полезен вам. Я не являюсь учителем, я описала методы, по которым сама решала это задание.