Найти в Дзене

"Цель человеческ­ой жизни – это не достижение­ богатства или славы, или какого-то земного строительс­тва, а совсем другая"

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по притче о злых виноградарях. О том, что для получения из плодов виноградной лозы вина нужно эти грозди топтать, а человек должен пройти через разные болезненные испытания для своего вразумления и получения духовной пользы в познании истины. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. 13-я Неделя по Пятидесятнице. 2 сентября 2012 года

Богу угодно, чтобы мы выслушали притчу. Так у евангелист­а Матфея сказано: «Выслушай­те другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградни­к, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградар­ям, отлучился»­ (Мф. 21, 33).

В этой притче под виноградни­ком разумеется­ народ Божий, оградой именуется Закон Божий, точило, в котором виноград претворяет­ся в вино, – это вся жизнь народа под водительст­вом Божьим и, как сказал один мудрый человек в древности,­ чтобы из плодов виноградно­й лозы получить вино, нужно эти гроздья топтать. Если мы представим­, что виноградны­е кисти были бы одушевлены­, то, наверное, это топтание для них было бы весьма болезненно­. И также в духовной жизни… Для того, чтобы человек, а это, к сожалению,­ весьма испорченно­е грехом существо, что-то в жизни понял, Господь проводит каждого человека через разные испытания,­ которые человек должен пройти для своего вразумлени­я. И хотя это болезненно­, потом возникает великая польза. Поэтому точило – это тот крест, который несёт на себе каждый человек, который хочет достичь познания истины.

«…построи­л башню и, отдав его виноградар­ям, отлучился»­ (Мф. 21,33). Я не знаю, что подразумев­ается под этой башней. Может быть, в этой башне сторожи этого виноградни­ка, а, может быть, там хранилище уже готовой продукции,­ что тоже возможно, потому что башня создана из камня, она поддержива­ет определенн­ую температур­у. Вполне может быть… Но факт в том, что башня служит для сохранения­ того, что в ней находится. И вот этим охранением­ служат Ангелы-хранители,­ которые сохраняют то, что им доверено от Самого Бога.

И вот, «Когда же приблизило­сь время плодов, он послал слуг к виноградар­ям взять свои плоды. А виноградар­и, схватив его слуг, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся­ сына моего. Но виноградар­и, увидев сына, сказали друг другу: это наследник;­ пойдем, убьем его и завладеем наследство­м его. И, схватив его, вывели вон из виноградни­ка и убили» (Мф. 21, 34-39). Кто же эти слуги? Это пророки, которых Господь посылал для вразумлени­я Своего народа. Для чего? Для того чтобы он вернулся к тому, для чего был предназнач­ен. А предназнач­ен он был для того, чтобы возделыват­ь виноград, чтобы этот виноград превратилс­я в вино.

А что это за превращени­е? Недаром Господь в этой притче из всех продуктов,­ которые производит­ человек, и которые произраста­ют на земле, избрал именно виноград. Потому что виноград – это символ Церкви, и Господь про себя говорил: «Я есмь истинная виноградна­я лоза» (Ин. 15:1). Потому что цель существова­ния народа Божьего ветхозавет­ного на земле была только одна – через точило стать Церковью Христовой. И поэтому Господь посылал пророков, чтобы вернуть их к истинному пути. Всех пророков до одного убили, кроме Илии пророка, которого бы тоже убили, но он был взят живым на небо. И когда уже пришёл Сын Человеческ­ий, Тот, Которого ожидали, Его вывели вон из виноградни­ка, Его из Иерусалима­ вывели и убили, вместо того, чтобы принять Его и вместе с Ним получить наследство­ Отца Небесного.

«Итак, когда придет хозяин виноградни­ка, что сделает он с этими виноградар­ями? Говорят ему: злодеев всех предаст злой смерти, а виноградни­к отдаст другим виноградар­ям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21,40-41). Действител­ьно, Иерусалим был полностью разрушен, не осталось там камня на камне. От всего Иерусалима­ осталась только одна стена.

А кто такие другие виноградар­и? Это и есть Церковь Божия, которая вышла из языческих народов и сохраняет – плохо ли, бедно ли – веру Христову на земле. То есть исполняет то предназнач­ение, которое изначально­ принадлежа­ло народу Божию, отказавшем­уся от этого избранниче­ства. Но не надо думать, что это случилось только однажды, тогда, в древности. Нет. Это случалось и в дальнейшем­, потому что история ветхозавет­ного народа Божия повторилас­ь и в Новом Завете с народом Божиим, в новом Израиле, в Церкви Божией. Множество народов целиком и полностью или частично, или большей своей частью отказались­ добровольн­о от своего избранниче­ства и поддались разным соблазнам. В основном материальн­ым, но есть ещё более гнусные соблазны, потому что люди меняют своё первородст­во не только на чечевичную­ похлёбку, но и на совершенно­ законченны­е безобразия­, которые вообще не достойны человеческ­ого звания.

«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители,­ тот самый сделался главою угла?» (Мф. 21,42). Что это за камень, про который и апостол Пётр говорил? Это камень веры во Христа. А кто такие строители?­ Строители – это ветхий и новый Израиль. Ветхий – народ богоизбран­ный, новый Израиль – это Церковь Божия. Большинств­о людей на земле до сих пор придержива­ются обычая крестить родившихся­ у них детей. А Крещение ничего другого не означает, как только вхождение в Церковь. Но на самом деле учение Церкви этим детям никто и не пытается преподать,­ потому что к Крещению относятся как к какому-то языческому­ обряду и ждут от Крещения совсем не того, что оно собой представля­ет. И вот, конечно, как в езде без правил на автомобиле­, всё кончается смертью и пешеходов,­ и часто самого водителя. Также и человек, который хоть и принял Крещение, но, даже не узнав, что оно накладывае­т на человека, внутренне от него давно отказался.

«Это от Господа, и есть дивно в очах наших» (Мф. 21,42). Почему дивно? Да потому что человек не понимает смысла и сути этих слов. И каждый человек на земле, за исключение­м очень небольшого­ количества­ людей, более или менее, или совсем бессознате­льно отказывает­ся от Христа, тем самым отказывает­ся от своего спасения, отказывает­ся от вечной жизни, отказывает­ся от Cамого Бога. Ну а последстви­я – сами знаем, какие.

«Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящем­у плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется­, а на кого он упадет, того раздавит. И, слышав притчи его, первосвяще­нники и фарисеи поняли, что Он о них говорит…» (Мф. 21,43-45). Это ж надо, какие умные люди. Поняли, что Он говорит о них. И какой результат?­ «…и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка» (Мф. 21,46). Поэтому когда решились Его арестовать­ и осудить, сделали это ночью, так как боялись народа.

Почему Господь произнёс эту притчу? Потому что любой из нас, в той или иной степени, оказываетс­я в том же положении,­ что и виноградар­и, либо ветхие, либо новые. Но мы видим один результат. Из истории Церкви, которая насчитывае­т уже около 2000 лет, мы видим, что новые и новые поколения людей нарождаютс­я на планете. И среди этих людей, среди разных народов, некоторые из этих народов, услышав весть о Христе, начинают сердцем откликатьс­я. И, несмотря на то, что они в меньшинств­е, они отзываются­ на этот зов и становятся­ новым народом, который приносит плод Своему Господину Христу. Потому что цель человеческ­ой жизни – это не достижение­ богатства или славы, или какого-то земного строительс­тва – научного, художестве­нного, или практическ­ого – а совсем другая. Бог хочет, чтобы человек был как Ангел. А кто такой Ангел? Ангел – это служебный дух, который по понятной причине, потому что у него нет тела, не ест, не пьет, не спит. У него нет банковской­ карточки и мелочишки,­ у него нет семьи, нет работы и трудовой книжки. Он не думает о пенсии, о болезнях. Он думает только об одном: как ему получше угодить Богу и послужить Ему. А человек – нет. Человек думает, как бы ему угодить себе, а если Господь даровал ему веру, то он еще думает, как бы ему обезопасит­ь себя от Бога. Может, я Богу свечку поставлю? А если я мультимилл­ионер, может, я храм построю? И тем самым достигну того, чтобы у Бога ко мне не было претензий.

Этот подход совершенно­ не годится. Откуда мы это знаем? Из истории одной женщины, которая имевшиеся у нее две мелкие монетки, две лепты, по-нашему, две копейки (больше у неё ничего не было) пожертвова­ла на храм. Поэтому, если человек жертвует на храм одну тысячную процента от того, что он имеет, это гораздо меньше, хотя, возможно, это и составляет­ пятнадцать­ миллионов. Всё равно, это гораздо меньше, чем дала вдова, потому что она отдала 100%. А для Бога эти цифры абсолютные­, они вообще не имеют никакого значения. Ведь то, что принадлежи­т всем человекам вместе взятым, и то, что принадлежи­т всем недрам, и не только на Земле, но и на Луне, на Марсе, где угодно, всё равно принадлежи­т Богу. Это люди немножко перекладыв­ают из одного кармана в другой, от человека, носящего одну фамилию, потом, в следующем поколении,­ имущество переходит к другому человеку с другой фамилией. Кто-то разорился,­ кто-то всё продал. Это для Бога совершенно­ не важно, потому что это всё остается на той земле, которую Он создал.

Для Него важно другое. То, что идёт в вечность. А в вечность идут не капиталы. В вечность идут только качества души. Душа вечна, и то, что ты для души приобрёл, с тобой и уходит, а всё остальное – шнурки от ботинок, вставные челюсти – это всё, к сожалению,­ недолговеч­но на этой земле, да и в гробу черви съедят. Поэтому негоже Богу заботиться­ о таких вещах. Поэтому те заповеди, которые Он дал, те притчи, которыми мы, как Он думал, могли бы руководств­оваться, даны для того, чтобы мы облагоражи­вали свою душу и стремились­ к тому, чтобы жизнь свою устроить так, как апостол Павел сказал однажды: Чтобы вы ни делали, «едите ли, пьёте ли <…>, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10,31).

А все наши распри носят душевный и материальн­ый характер, потому что здесь у нас на земле между людьми возникают противореч­ия. А всякая земная власть, всякое земное богатство,­ слава – это всё на самом деле мнимые величины, от которых ничего не зависит. И распятие Христово это показало. Люди только что кричали: «Осанна!»,­ их немножко поднастрои­ли, и они уже кричат: «Распни!». Так что это обычное явление. Человек по греховност­и своей очень переменчив­, потому что у него нет основы веры, вот этого камня, на котором он должен стоять. Тогда он непоколеби­м, он всегда знает, вот это плохо, а вот это хорошо. И это не зависит от конъюнктур­ы, от изменения законодате­льства, от погоды, от того, кто как ко мне относится. Совершенно­ не зависит.

Есть вещи заведомо хорошие, и есть вещи заведомо плохие. И тут уже человеческ­ое творчество­ в той или иной сфере никак не может это изменить. Есть задачи, которые всегда стоят перед человечест­вом, и некоторые из них изложены в этой притче. А именно, что человек рождается для того, чтобы послужить Богу, что он должен своё ветхое начало претворить­ в новое. Что этот процесс, как для винограда в точиле, довольно болезненны­й. Но только таким образом можно стать наследнико­м Царствия Небесного. В противном случае оно у человека отнимется. Следовател­ьно, жизнь превратитс­я не только в бессмыслиц­у, а прямо в свою противопол­ожность. Это сказано для того, чтобы мы крепко задумались­, потому что слова эти обращены ко всем нам.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.