Найти в Дзене

Для чего нужна ЭЦП, какой она бывает и как работает: шпаргалка для предпринимателя

Электронная подпись применяется для сдачи отчетов в налоговую и фонды, документооборота с клиентами и партнерами через интернет, участия в тендерах, авторизации на сайте Госуслуг и т. д. Вряд ли удастся обойтись без нее, а разобраться в нюансах может быть сложно. Поможет детальное руководство «Как работает ЭЦП», которое мы опубликовали в своем блоге. Здесь расскажем о квалифицированной электронной подписи, которая нужна в большинстве случаев. Сейчас сокращение ЭЦП не используется, ему на смену пришла аббревиатура ЭП. Но в этой статье вы встретите привычный термин — так ее проще будет найти в поисковиках. Для чего нужна ЭЦП Есть три типа электронной подписи: Мы будем говорить о третьей, самой надежной. Она по умолчанию придает документу такую же юридическую силу, какую имеет бумажный экземпляр, подписанный собственноручно. Квалифицированную электронную подпись можно использовать для документооборота с контрагентами, сдачи отчетов в контролирующие органы, входа в личный кабинет налогопла
Оглавление

Электронная подпись применяется для сдачи отчетов в налоговую и фонды, документооборота с клиентами и партнерами через интернет, участия в тендерах, авторизации на сайте Госуслуг и т. д. Вряд ли удастся обойтись без нее, а разобраться в нюансах может быть сложно. Поможет детальное руководство «Как работает ЭЦП», которое мы опубликовали в своем блоге. Здесь расскажем о квалифицированной электронной подписи, которая нужна в большинстве случаев.

Сейчас сокращение ЭЦП не используется, ему на смену пришла аббревиатура ЭП. Но в этой статье вы встретите привычный термин — так ее проще будет найти в поисковиках.

как работает ЭЦП
как работает ЭЦП

Для чего нужна ЭЦП

Есть три типа электронной подписи:

  • простая;
  • неквалифицированная усиленная;
  • квалифицированная усиленная.

Мы будем говорить о третьей, самой надежной. Она по умолчанию придает документу такую же юридическую силу, какую имеет бумажный экземпляр, подписанный собственноручно.

Квалифицированную электронную подпись можно использовать для документооборота с контрагентами, сдачи отчетов в контролирующие органы, входа в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, участия в госзакупках и подачи заявления в суд. Само собой, подойдет она и для авторизации на Госуслугах.

Как работает ЭЦП

Квалифицированная ЭП представляет собой уникальную комбинацию цифр. Она включает:

  • Закрытый ключ, который нужен для формирования уникальной подписи к каждому документу. Он хранится в облаке или на USB-носителе (например, токене).
  • Открытый ключ. Используется для проверки подлинности подписи и того, меняли ли текст после подписания.
  • Сертификат, где хранится информация о владельце подписи и центре, который ее выдал.

Кроме самой электронной подписи, которую можно получить в одном из аккредитованных удостоверяющих центров или отделении ФНС (скачайте список и выберите ближайшее), вам будут нужны:

  • программа для защиты информации;
  • расширение для браузера, которое позволяет использовать подпись на электронных площадках.

Какое ПО лучше выбрать, вам подскажут в удостоверяющем центре или отделении налоговой, где будете оформлять подпись.

Поясним простым языком, как работает ЭЦП:

  1. Вы создаете документ (например, налоговую декларацию) и подписываете его. Процедура зависит от используемой системы электронного документооборота.
  2. С помощью программы для защиты информации генерируете уникальную последовательность цифр, которая называется хэш-суммой.
  3. Используя закрытый ключ, путем шифрования хэш-суммы формируете подпись для данного документа.
  4. Отправляете документ по назначению вместе с сертификатом.
  5. Используя открытый ключ, содержащийся в сертификате, получатель генерирует хэш-сумму, которую программа защиты информации на его компьютере сравнивает с той, которая содержится в подписи. Если они совпадают, документ считается действительным, имеющим юридическую силу.

Если хотите больше узнать о том, для чего нужна ЭЦП, какой она может быть и как работает, прочтите статью в нашем блоге. В ней мы рассказали, как убедиться, что подпись подлинная, можно ли давать ЭП на имя владельца бухгалтеру и что делать, если ее украли.