Существует поверье, что личная вещь повешенного приносит удачу в игре.
Так это суеверие в 1915 году сделало знаменитым банкноту достоинством в 1 рубль за подписью кассира Брута. Он ставил свою подпись на кредитных билетах еще с 1886 года, а в 1914 году, будучи заядлым, к слову, картежником, проиграл в карты крупную сумму казенных денег. На этой почве у него случился припадок, из-за чего он и повесился.
Вскоре в кругах игроков зародилось предположение о том, что рубль за подписью Брута является «счастливым».
Вот что пишет «Петербургский листок» от 24 января в своей заметке о «брутовском рубле».
«...среди клубных, беговых и других игроков прошел слух о счастливом рубле с подписью кассира Брута, который недавно в припадке умопомешательства покончил счеты с жизнью. Этот слух, моментально облетевший все злачные места столицы, был вызван, как предполагают, крупным выигрышем, который выпал на долю игрока, поставившего на такой рубль».
Стоит ли говорить, что после такой заметки началась настоящая охота на эти «амулеты» в среде петроградских картежников. Находчивые менялы подогревали интерес и распространяли слухи о том, что рубли, подписанные Брутом, уже огромная редкость, и их нельзя более получить ни в одном государственном банке. Стоимость счастливого брутовского рубля была доведена спекулянтами до цены в 20-25 рублей. Впрочем, вскоре Государственный банк опроверг эти слухи, сообщив, что располагает этими банкнотами в достаточном количестве и «не берет за них ни одной лишней копейки».
Коллекционеры и сегодня покупают брутовские рубли. Как правило, они находятся в отличной сохранности, ведь они почти не были в ходу, а бережно хранились в бумажниках своих владельцев.
Слышу его как в рупор,
спину сгибая круто,
рубль зажимая в руку
самоубийцы Брута.
Н.Н. Асеев «Скачки» (1916).