Найти в Дзене

Поонежская экспедиция 2021. Глава XII. Прогулка по Ворзогорам

Вскоре после Нименьги мы подъехали к Тапшеньге, переправа через которую так впечатлила нас с товарищем в 2017 году. В этот раз переправа выглядела вполне традиционно, потому что стабильные морозы держались уже довольно долго. Рыбацкая хижина, в которой мы четырьмя годами ранее планировали прятаться от мороза, если всё-таки провалимся под лёд Тапшеньги, по-прежнему стоит на берегу.

Было ещё одно существенное отличие от поездки по этим местам в январе 2017 года. Тогда мы при 33-градусном морозе на всём пути от Малошуйки до Ворзогор встретили всего одну машину - УАЗовскую "буханку" (как раз на зимнике). В этот раз встречных автомобилей было много. Мы ехали по зимнику довольно быстро, около 40 км/ч. Был момент, когда я стал принимать вправо, чтобы разъехаться с встречными "Жигулями". Передние колёса выскочили из колеи и попали в другую, задние остались в прежней колее - а потом эти колеи стали расходиться. В результате Ховер стало разворачивать левым боком к "Жигулям", при этом автомобиль продолжал нестись вперёд. Я уже думал, что произойдёт авария, но нажатие педали тормоза до упора спасло ситуацию: я остановился в нескольких метрах перед встречным, после чего мы благополучно разъехались. Денис с Сашей тут же спросили по рации:
- Что это было?
Я объяснил ситуацию.
- Вот мужик встречный, наверно, обалдел от того, что прямо на него понёсся внедорожник! - ответили они.

В одном узком месте разъехаться не удалось, встречный водитель на "Шевроле Ниве" пятился назад, чтобы нас пропустить.

-2

На этом неровном, колеистом и извилистом зимнике я ещё раз порадовался, что перед путешествием заменил на Ховере пружины и амортизаторы. Подвеска, показавшаяся мне в Москве излишне мягкой, на зимнике работала практически идеально, легко проглатывая все неровности. Тем не менее, в одном месте я чуть не попал в аварию. После разъезда с очередной встречной машиной я слегка отстал от Паджеро Спорта - и прибавил газу, чтобы догнать Сашу с Денисом. Разогнавшись, я въехал в небольшую горку и... осознал, что подъём довольно резко сменился спуском, вследствие чего Ховер слегка подбросило (в верхней точке пригорка возникла лёгкая невесомость). Само по себе это было бы не опасно, но в этом месте был не только спуск - там ещё одновременно был поворот направо и крен влево. В результате возник лёгкий занос, который при движении вниз удалось погасить не сразу. Кончилось всё хорошо, но в процессе спина успела вспотеть: на такой дороге проще простого уложить автомобиль на бок, перевернуться и при этом ещё врезаться в дерево. Ох, не зря, не зря в этих краях строили храмы в честь Николы Угодника: небесное покровительство путешественнику на Севере точно не помешает.

-3

Вскоре мы подъехали к Ворзогорам, где бескрайние глади равнинного рельефа сменились локальными холмами.

-4

Встречных машин было по-прежнему много.

-5

Мы въехали в село и, пристроив автомобили где-то на обочине дороги, отправились гулять по Ворзогорам. Денис вооружился фотоаппаратом и стал фотографировать Ворзогорский погост с разных сторон. Я всё время ходил за ним: к тому моменту я сообразил, что хорошая фотосъёмка пейзажей или архитектурных объектов начинается с правильного выбора ракурса - а Денис его выбирать умеет хорошо. Поэтому разумно было фотографировать "тройник" с тех же точек, с которых это делал он.

-6

Денис меня спросил:
- Когда ждать твои шедевры?
Он имел в виду путевые заметки, разбавленные сделанными фото. Получается, больше полугода с возвращения прошло - а моё повествование ещё не закончено.

-7

Побродив по селу, насмотревшись на храмовый ансамбль и нафотографировавшись его издалека, мы поднялись на холм, подойдя к церквям и к колокольне вплотную. Денис, доставая фотоаппарат, строго сказал:
- Так, конденсаты все свои из под носов убираем! Я сейчас вас буду фотографировать.

-8

Ворзогорский погост стал третьим северным "тройником", увиденным мною в ходе нашего путешествия. Он единственный (из всех существующих) находится в непосредственной близости от Белого моря. Состоит он из летней пятиглавой церкви Николая Чудотворца (на фото в центре, и снова: "От Холмогор до Колы - тридцать три Николы"!) постройки первой половины XVII века, зимней церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы конца XVIII века и колокольни, построенной во второй половине XIX века. Любопытно, что здесь, как и в Малошуйском погосте, зимняя церковь (с учётом трапезной) по размерам больше летней. И построена она на полтора века позже - возможно, в этом и причина (тоже как в Малошуйке). Введенская церковь изначально была также пятиглавой, но в последние десятилетия стояла вообще без куполов. Только в 2019 году (снова при участии волонтёров проекта "Общее дело") для храма была изготовлена и установлена на законное место центральная глава. Даже с одним куполом, окружённым лесами, церковь приобрела совершенно другой вид.

-9

Рядом с "тройником" находится сельская библиотека. В момент нашего приезда она не работала. Говорят, именно в библиотеке хранятся ключи от храмов и колокольни.

-10

Погуляв по Ворзогорам и оценив деревянный храмовый ансамбль, мы сели в машины и выехали на окраину села. Там снова остановились на обочине, встали на лыжи - и по снежной целине отправились на высокий берег Белого моря.

-11

Идти там совсем недалеко, но рельеф сложный для движения на охотничьих лыжах.

-12

На берегу стоит деревянный крест, посвящённый поморам.

-13

Вообще-то в Ворзогорах есть свой геокешерский тайник. В январе 2017 года мы с товарищем проезжали это село уже в кромешной темноте. Ответы на виртуальные вопросы тайника мы тогда нашли, но местные красоты оценить, конечно, не получилось.

-14

Зато в этот раз мы не спеша, при свете дня полюбовались и Ворзогорским "тройником", и поклонным крестом, и самим селом, и высоким берегом, и бескрайним Белым морем.

-15

Где-то вдалеке виднелся Кий-остров. Когда мы только начинали продумывать путешествие, был у нас (главным образом, у Саши) весьма амбициозный план дойти до него на лыжах от Онеги по льду Белого моря. Может, когда-нибудь и воплотим эти мечты в реальность. В этот же раз мы только посмотрели на остров издалека.

-16

А прямо напротив Ворзогор в море (довольно далеко) находилось что-то непонятное - вроде бы большая льдина, похожая по форме на судно.

-17

Перед уходом я снял короткое видео. В нём фигурируют Белое море, ворзогорский берег и Саша с Денисом.

Настало время возвращаться к машинам, стоявшим на обочине дороги на окраине села.

-18

Ворзогоры меня очень приятно впечатлили. Осталось желание вернуться в эти края в тёплое время года, пожить несколько дней в палатке, полюбоваться морем, ещё раз побродить по селу, добыть ключи от церквей, подняться на колокольню. Но летом так просто приехать в Ворзогоры на машине не получится: в Онеге нет регулярной автомобильной переправы через реку. Говорят, у кого-то из жителей райцентра автомобильный паром всё-таки есть, но с ним нужно договариваться индивидуально. И поскольку паром этот - единственный, есть определённые риски: приедешь обратно на левый берег Онеги, а паромщик по каким-либо причинам трубку не берёт. С другой стороны, именно некоей оторванностью от цивилизации это место и манит.

Доехав на лыжах до наших внедорожников, мы перекусили: время было уже обеденное. Я себе заварил быстрорастворимую лапшу, а Денис с Сашей отказались от этого зелья - по-моему, обошлись пирогом и бутербродами. Пока мы обедали, сидя в автомобилях, мимо нас по дороге проехало много машин и даже колонна снегоходов. Ничто не напоминало январь 2017 года, когда эта дорога была пустынно-дикой и тёмно-пугающей.

А потом мы упаковали лыжи, погрузили их в машины - и поехали дальше в сторону Онеги.

-19

Как рассказывал водитель пикапа в Нименьге, ровно за 14 километров до Онеги к основной дороге примыкала дорожка чуть похуже - видимо, та самая, по которой ездят напрямик, пересекая Нименьгу-реку возле Преображенской церкви. Может, когда-нибудь мы и эту дорогу разведаем. Но в тот раз мы спешили засветло попасть в Подпорожье, чтобы осмотреть снаружи и внутри огромную деревянную Владимирскую церковь.

Оглавление