Найти тему

Глава 22. Как обстоят дела с татарской литературой? Почему так вышло?

Глава 22. Как обстоят дела с татарской литературой? Почему так вышло?

Исмаил Гаспринский
Исмаил Гаспринский

В начале XX века в среде мусульман России так называемого ханафитского мазхаба взорвалась бомба — так называемый джадидизм. Подготовка к этому взрыву велась со второй половины XIX века, участвовало довольно много людей, и любой желающий может ознакомиться в интернете с этим движением.

Оно было настолько успешным, что даже сформировало свою партию с представительством в Государственной Думе.

И вот практически все люди, которые стали известны как татарские писатели, происходили из так называемых новометодных медресе, то есть были джадидистами.

И, конечно, они своей массой и влиянием просто-напросто задавили возможность возникновения татарской литературы как художественного явления. И этого не случилось.

Ну а потом были коммунисты, которые поставили литературу на службу текущей пропаганде, а после коммунистов пришли современные власти Татарстана, которые так же употребляют литературу как средство пропаганды. И литература просто-напросто возникнуть не может.

Можно, конечно, сказать, что это проблема татар, и бог с ними. Пусть живут как знают. Однако давайте поговорим о том, чем же отличаются друг от друга настоящая литература и пропаганда?

Литература и пропаганда.

Что такое пропаганда? Давайте приведем несколько определений, чтобы очертить круг, в котором следует искать истину.

Большая Советская Энциклопедия определяет пропаганду как распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса пропаганды: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает пропаганда), содержание, формы и методы, средства или каналы пропаганды (радио, телевидение, печать, система лекционной пропаганды и так далее), объект (аудитория или социальные общности, на которые направлена пропаганда). Решающим для понимания процесса пропаганды являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена пропаганда. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств пропаганды.

Энциклопедия Британника определяет пропаганду так: «Пропаганда, распространение информации — фактов, аргументов, слухов, полуправды, или лжи — чтобы повлиять на общественное мнение. Пропаганда — более или менее систематические усилия манипулировать убеждениями, отношениями или действиями других людей посредством символов (слов, жестов, плакатов, монументов, музыки, одежды, отличительных знаков, стилей причёсок, рисунков на монетах и почтовых марках и так далее). Преднамеренность и относительно сильный упор на манипуляцию отличают пропаганду от обычного общения или свободного и лёгкого обмена идеями. У пропагандиста есть конкретная цель или набор целей. Чтобы достичь их, пропагандист преднамеренно отбирает факты, аргументы и символы и представляет их так, чтобы достичь наибольшего эффекта. Чтобы максимизировать эффект, он может упускать существенные факты или искажать их, и может пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации».

Российский культурный антрополог и эксперт в области психологии массового поведения А. П. Назаретян определяет пропаганду как «целенаправленное распространение в обществе определённых идей, ценностей, норм и программ поведения». Назаретян отмечает, что в силу изобретения термина «пропаганда» Католической церковью в связи с распространением христианства среди «языческих» народов, в странах романской языковой группы (Франции, Испании, Италии и др.) он не носит такого негативного оттенка, какой он приобрёл в странах германской языковой группы (Германии, Англии, США и других), в которых он часто сопряжён с ложью, умышленным искажением фактов и так далее.

Э. Бернейс в книге «Пропаганда» рассматривает этот процесс как управление предпочтениями масс.

Л. Дуба и Ж. Эллюль рассматривают пропаганду как заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведёт пропаганду, то есть контроль над мышлением и поведением. В конечном итоге пропаганда является совокупностью определённых структур, абстрактных символов, влияющих на человеческое восприятие и поведение. Этим она сродни понятию «связи с общественностью».

Я думаю, что легко выделить нечто общее в этих определениях — в результате пропаганды люди меняют свое поведение. То есть, к примеру, начинают мыть руки перед едой, что вообще-то неплохо, не так ли?

То есть в голове у людей формируется устойчивый автоматический неосознаваемый рефлекс. То есть люди фактически в результате пропаганды отказываются от свободы воли и делают нечто не задумываясь.

Однако мы знаем, что жизнь состоит из множества изменчивых событий, которые предполагают, что нужно менять свою точку зрения. А если наступит момент, когда мыть руки перед едой станет опасно? Тогда люди, которые это делают, автоматически умрут.

То есть люди, подверженные пропаганде, лишают себя определенной степени свободы и тем самым понижают свою жизнеспособность перед лицом быстротекущего времени. А это всяко не есть хорошо.

То есть в целом пропаганда упрощает людей, делает их примитивнее и тем самым уязвимее. Ведь если удалось один раз распропагандировать, то можно и второй, и третий. И кто-то может перехватить руль управления этими массами людей.

Так кого воспитывала пропаганда в конце XIX в-начале XX века?

Об этом мы поговорим в следующей статье.