Найти в Дзене
Дорога к Богу

Женщина и девушка в храме.

Часто женщины и девушки не знают как себя вести в храме в определённые дни. Можно ли вообще заходить в храм, прикладываться к иконам или святым мощам, ставить свечи, пить святую воду и употреблять в пищу просфоры, присутствовать на службе, брать благословение у священника, участвовать в Церковных Таинствах? Давайте попробуем разобраться во всех этих вопросах и найти объяснение или обоснование тем или иным запретам, а также, - развеять сложившиеся предубеждения и страхи. До принятия крещения, славяне были язычниками. Как и все язычники, они считали, что любое проявление сексуальности ритуально оскверняет. Язычники боялись истечения крови как во время ежемесячных очищений, так и после родов, потому что считали, что это привлекает злых духов. По этой же причине, роженица рожала в бане, чтобы не осквернить жилища. Языческие культы тоже включали в себя запреты, связанные с ритуальной нечистотой. Жрицы на время этих дней освобождались от культовых обязанностей в храмах. В Ветхом Завете сущ

Часто женщины и девушки не знают как себя вести в храме в определённые дни. Можно ли вообще заходить в храм, прикладываться к иконам или святым мощам, ставить свечи, пить святую воду и употреблять в пищу просфоры, присутствовать на службе, брать благословение у священника, участвовать в Церковных Таинствах?

Давайте попробуем разобраться во всех этих вопросах и найти объяснение или обоснование тем или иным запретам, а также, - развеять сложившиеся предубеждения и страхи.

До принятия крещения, славяне были язычниками. Как и все язычники, они считали, что любое проявление сексуальности ритуально оскверняет. Язычники боялись истечения крови как во время ежемесячных очищений, так и после родов, потому что считали, что это привлекает злых духов. По этой же причине, роженица рожала в бане, чтобы не осквернить жилища.

-2

Языческие культы тоже включали в себя запреты, связанные с ритуальной нечистотой. Жрицы на время этих дней освобождались от культовых обязанностей в храмах.

В Ветхом Завете существуют чёткие предписания относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистым считалось мёртвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Так же, в Ветхом Завете мы встречаем указание о том, что женщина, имеющая истечение крови, должна быть отделена от остальных. Потому что всякое прикосновение к ней в эти дни делало прикасающихся культово и молитвенно нечистыми (Лев. 15.19-28) А также, этот же запрет распространялся на родивших мальчика - в течение 40 дней (Лев. 12.2-4), а родивших девочку - в течение 80 дней (Лев. 12.5)

Нам известно, что Дева Мария подчинялась требованиям "ритуальной нечистоты", потому что Она была обручена Иосифу и отправлена жить в его дом "чтобы не осквернила святилище Господа", когда ей исполнилось 12 лет, как говорится в Протоевангелии Иакова (апокрифическом тексте IIв., который повествует о детстве и юности Девы Марии, о событиях во время рождения Иисуса Христа в пещере, о гибели отца Иоанна Крестителя - Захарии).

А также, в Евангелии от Луки мы читаем " А когда исполнились дни очищения их по Закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем..." (Лк. 2.22)

-3

В Новом Завете нам открывается новый, переосмысленный взгляд на ритуальную нечистоту. Спаситель прикасается к мёртвым - оживляет Лазаря (Ин. 11.38-44), сына вдовы Наинской (Лк. 7. 12-15) и дочь начальника синагоги Иаира (Мк. 5.22-23, 38-42) . Он говорит нам о том, что верующий в Него не умрёт во век (Ин. 11.26), а если умрёт, то оживёт (Ин. 11.25) Потому что Он победил смерть (1 Кор. 15.54)

В Новом Завете нет указаний на то, что Христос соблюдает предписания о чистоте или нечистоте. Более того, понятие "чистоты" и "нечистоты" Иисус Христос помещает в категорию совести, Он сказал, что злые намерения, которые исходят из сердца, оскверняют нас (Мк. 7.15; Мф. 15.11). Более того, Спаситель называет вопрошающих книжников и фарисеев лицемерами, преступающими заповедь Божию ради предания своего (Мф. 15.1-9).

Женщина, страдавшая кровотечением много лет, прикоснулась к краю одежды Его, потому что сказала себе, что выздоровеет, если прикоснется. (Мк. 5. 25-34) Здесь мы видим, что Спаситель обличает то, что она сделала и не упрекает её, а исцеляет и прилюдно поощряет её за веру (Мф. 9.22; Мк. 5.34), явно противореча общепринятому мнению. Почему он так поступил? Скорее всего, чтобы показать другим Своё отношение к происшедшему. Ведь, если бы это осталось тайным, то никто бы ей не поверил, что так было. По словам святителя Иоанна Златоуста, Господь "открывает ее веру всем, чтобы и другие не боялись подражать ей"

-4

В Апостольских посланиях мы тоже не найдём ответа на наш вопрос.

Можно предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор как им поступить. Более того, первые христиане собирались еженедельно в домах и служили Литургию. И нет упоминаний в древних христианских памятниках о том, что были какие-то ограничения для женщин в определённые дни.

Но, по всей видимости, вопрос этот ставился, потому что в середине III в. появляются первые упоминания об этом.

Во втором правиле святого Дионисия Александрийского говорится: «Не думаю, чтобы они (то есть женщины в определенные дни), если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одежды. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Спустя 100 лет, Афанасий Александрийский говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17.28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

-5

Спустя ещё тридцать лет, в Канонических Ответах Тимофея Александрийского на вопрос о том, что " если жена усмотрит приключившееся ей обычное женам, должна ли она в тот день приступить к Святым Тайнам (Причастию) или нет? Ответ был: "Не должна, доколе не очистится."

Вот это, последнее мнение и закрепилось в Восточной Церкви, но всё-таки единого мнения среди Святых отцов и канонистов не было - одни говорили, что женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие - молиться и посещать храм можно, но нельзя причащаться.

Так как этот вопрос на протяжении веков был открытым и никто не мог внятно объяснить, почему же нельзя, его изучил современный богослов, ныне покойный, Патриарх Сербский Павел. Святейший Патриарх сделал вывод: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии и, если некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

-6

В Древней Руси, до принятия Крещения, жили языческие племена, имевшие свою устоявшуюся культовую историю. И, конечно, после принятия Крещения, в сознании людей ещё долго оставались неизменными языческие поверия.

Русская Церковь особо строго относилась к женской нечистоте.

В 40-50 годы 12 века написано древне русское каноническое сочинение " Вопрошание Клириково" монахом Антониевого монастыря в Новгороде. В котором епископ Нифонт Новгородский объясняет, что если женщине случилось родить ребёнка внутри церкви, то церковь следовало опечатать на 3 дня, а затем переосвятить специальной молитвой.

Даже жена царя должна была рожать за пределами своего жилища, в бане, чтобы не осквернять обитаемое здание. После того, как ребёнок родится, никто не мог покинуть баню или войти в неё, пока не придет священник и не прочтёт очистительную молитву из Требника. Если месячные начинались у женщины, когда она стояла в храме, то она должна была немедленно покинуть его. Если она этого не делала, то ей полагалась епитимия на полгода поста с 50-ю поклонами в день. Даже если женщины не были в состоянии "нечистоты", они принимали причастие не у Царских врат с мужчинами-мирянами, но у Северных врат.

Чем руководствуемся мы, современные православные христиане?

2 и 3 февраля 2015 года в Москве в Храме Христа Спасителя Архиерейским Совещанием был одобрен документ "Об участии верных в Евхаристии", в котором закреплена практика, когда женщины воздерживаются от причащения в дни очищения. Об этом говорилось во 2-м правиле святого Дионисия Александрийского, в 7-м правиле Тимофея Александрийского. Исключение может быть сделано в случае смертельной опасности, либо в связи с хроническим или острым заболеванием, во время которого кровотечение продолжается долгое время.

Традиционно, в храме, где совершается Бескровная Жертва, не допустимо любое пролитие крови. К примеру, кровоточащая рана тоже может явиться препятствием для причащения, если она не является результатом продолжительной болезни и не представляет угрозы для жизни. Поэтому, дело не столько в ежемесячных очищениях, обычных у женщин, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя.

-7

Сделаем вывод:

На основании вышеизложенных сведений, могу предложить только одно: брать благословение у духовника (священника, к которому вы ходите на исповедь) и следовать со смирением его указаниям.

Для тех, кто не имеет духовника и только начинает ходить в храм, скажу в утешение, что смертного греха не будет в том, что вы в эти дни будете присутствовать на службе, исповедоваться, прикладываться к иконам, пить святую воду, есть просфору или антидор, брать благословение у священника, ставить свечи и подходить к помазанию на вечерней службе. Причащение и Крещение все-таки надо отложить до окончания очищения, как указано в 3-й главе документа "Об участии верных в Евхаристии", смиренно повинуясь решению Архиерейского Собрания.

Более того, считаю нужным отметить тот факт, что после того, как Бог вочеловечился, Он освятил этим всю человеческую природу. Поэтому, нет в нас ничего нечистого, кроме нашего личного выбора в сторону греха - преступления заповедей Божиих.

Всем вам Божией помощи и благословения.