Разговоры о Диего Ривера не утихают и по сей день. Мексиканский художник был яркой, незаурядной личностью, с твердой жизненной и политической позицией. Сегодня поговорим о его приверженности к коммунизму, визите в Москву, Сталине, Троцком и Форде.
Ни для кого не секрет, что Диего Ривера был коммунистом и состоял в коммунистической партии Мексики. В 1927 году он прибыл в Москву по случаю празднования 10-й годовщины Октябрьской революции. Ривера в Москве не скучал и даже побывал в гостях у русского рабочего, с которым у них завязался интересный разговор. На стене в его доме висело четыре портрета: Маркса, Ленина, Сталина и Форда. Это удивило Риверу, а рабочий пояснил:
Эти трое делают возможным создание социализма. Карл Маркс создал ключевую теорию. Ленин воплотил теорию в жизнь с его пониманием о крупномасштабной социалистической организации. А Генри Форд сделал работу социалистического государства возможным. Ни одно из их достижений не имело бы значения без политического гения Сталина.
Во время своего визита в Москву Ривера был на приеме у Сталина в составе зарубежной делегации. Вот что вспоминает сам художник:
Я сидел прямо напротив Сталина. Воспользовавшись удобным расположением, я стал делать наброски его лица. Он очевидно заметил, что я делал. Когда я закончил, он подошел и попросил взглянуть на наброски. Иосиф Виссарионович посмотрел все, выбрал один и написал карандашом: «Приветствую мексиканских революционеров», и подписал «Сталин».
Правда отношения с генсеком и вообще с самой партией у Риверы были довольно сложные и запутанные. В 1929 году он был исключен из Коммунистической партии Мексики. Формальной причиной исключения стала работа Диего над центральной аркой лестницы Национального дворца. По задумке в центре должна была располагаться фигура, символизирующая Революционное Отечество. Так вот Ривера заменил фигуру на портрет Фелипе Каррильо Пуэрто, который был революционером, губернатором мексиканского штата Юкатан и впридачу ко всему не поддердивал первых лиц государства начала 1920-х за что и был впоследствие расстрелян. Это и стало поводом для исключения из партии.
Правда, были и другие «грешки» за художником. Коммунистическая партия Мексики разделила объединения рабочих на коммунистов и не коммунистов, когда Ривера придерживался идеи о единстве всех рабочих не зависимо от принадлежности к партии. Кроме того, Ривера считал, что капиталистические страны нападут на СССР, что шло в полный разрез с идеей Сталина о том, что они не только не нападут на страну, но и сами превратятся в коммунистический режим. В общем говоря, расходились во мнениях Партия и Диего Ривера. Он трижды пытался восстановится и был принял обратно лишь в 1955 году.
Почти ни один рассказ про Риверу не обходится без упоминания о Троцком. Но какие отношения были между ними на самом деле? Ривера был тем человеком, который поручился за Троцкого и обеспечил его приезд в Мексику. Революционер даже жил в доме художника некоторое время. А Троцкий, как благодарность, написал статью, восхваляющую художника. Но к 1940 году все изменилось и Лев Троцкий обвинил Диего Риверу в организации покушения на него и художнику пришлось бежать из страны в Америку по поддельному паспорту. Что произошло между ними мы можем только предполагать. Сам Ривера в своих воспоминаниях говорит, что их политические взгляды сильно расходились и при последней встрече Троцкий даже выгнал его из дома со словами, что мол странно, что он, Ривера, не лучший друг Сталина.
Очевидно по этому, когда 24 мая 1940 года на Троцкого было совершено покушение, он обвинил Риверу. О покушении художник узнал моментально от своей подруги Полетт Годдар, которая жила неподалеку и все видела. Кстати, Годдар была женой Чарли Чаплина. Понял, что медлить нельзя и тут же покинул дом и стал скрываться от полиции. У властей Мексики были свои мотивы арестовать Риверу. По поддельному паспорту он выехал в Америку, где позже узнал о гибели Троцкого от анонима. В день убийства у Риверы взял интервью местный журналист. Напоследок он спросил, что собирается делать Диего после его ухода. Был вечер, и художник ответил, что собирается спать. Через несколько дней вышла статья, которая заканчивалась так:
Бухарин, один из соратников Ленина, которого позже Сталин приговорил к смерти, однажды сказал, что во время беседы со Сталиным, он спросил, что может обрадовать его больше всего. На что он ответил: «Услышать о смерти врага, спокойно выкурить сигару и пойти спать». Мистер Ривера не курит, но услышав о смерти Троцкого, он принял душ, улыбнулся, пытаясь не засмеяться, и ушел спать.
Вот так удивительным образом жизнь мексиканского художника была связана с коммунистической идеалогией и русскими людьми.