Приветствую Вас друзья. ✋
Расскажу Вам о ГБО простыми словами.
Итак, ГБО - это газобаллонное оборудование. Состоит современное ГБО (4 поколения) из следующих компонентов:
- Баллон (сосуд под давлением) бывает двух видов:
- тороидальный (бублик) устанавливается в нишу запасного колеса, либо под днищем автомобиля.
- цилиндрический, может быть установлен в различных местах автомобиля, в зависимости от конкретного авто (в багажник, под днище, под пороги, в кузов, на крышу, под раму).
Цилиндрический баллон может быть как для пропана (LPG), так и для метана (CNG). Если баллон для пропана бывает всего в одной вариации из цельного металла, то баллон для метана может быть 3 типов (цельнометаллический; цельнометаллический с композитной оплёткой из стекловолокна; композитный из стекловолокна).
Сам по себе баллон имеет огромный запас прочности, тестируется на избыточном давлении превышающем в несколько раз рабочее давление.
2.Вторым компонентом в цепи ГБО является ВЗУ (Внешнее Заправочное Устройство). Различают два типа ВЗУ для пропана и один тип для метана:
- Штатное ВЗУ (устанавливается путём врезки в кузов автомобиля или в бампер, на некоторых автомобилях с завода предусмотренно штатное место для установки такого ВЗУ в лючке бензобака). Имеет монолитный корпус.
- Мини ВЗУ (устанавливается на кронштейн в различные места автомобиля, преимущественно в лючок бензобака). Состоит из двух частей, где заправочный переходник наворачивается на резьбу и может быть различной длинны (для глубоких лючков или наоборот)).
3.Магистраль (трубка), для пропана требуется установка двух трубок:
- Заправочная магистраль (диаметр 8 мм). Ведёт от мультиклапана установленного на баллоне (запорная арматура), до ВЗУ. Устанавливается преимущественно под днищем автомобиля. Может быть двух типов (медная трубка; термопластиковая трубка).
- Газовая магистраль (подача или газовый магистральный трубопровод). Ведёт от мультиклапана (баллона), до редуктора испарителя (или газового клапана если он выносной или дополнительный).
Газовая магистраль в зависимости от мощности автомобиля может иметь разный диаметр ( 6 или 8 мм). Так же как и заправочная магистраль бывает двух типов (медь и термопластик).
Для метана применяется своя трубка, стальная. Аналогично газовой магистрали для пропана может быть разного диаметра исходя из мощности автомобиля ( 6 или 8 мм). При типе топлива CNG, уславливается 1 магистраль, она является и заправочной и подачей на редуктор. В контур врезается ВЗУ.
4.Запорная арматура (мультиклапан для LPG пропан) и вентиль (для CNG метан).
Для пропана есть 3 типа мультиклапана:
- Мультиклапан класса B (Б) - является устаревшим типом запорной арматуры, имеет два механических вентиля для перекрытия газа на вход и выход. Из недостатков, не имеет сбросного клапана избыточного давления. Из преимуществ, можно механически перекрыть вход вентилем (на случай если обратный клапан травит и не держит давление).
- Мультиклапан класса А - в отличии от предыдущего, имеет один вентиль на выход газа, на вход работает обратный клапан. Из преимуществ, есть сбросной клапан избыточного давления.
- Мультиклапан ЕВРО (электромагнитный) - имеет конструкцию полностью схожую с мультиклапаном класса А, в добавок установлен электромагнитный клапан, перекрывающий подачу газа (выход) путём открытия или закрытия клапана (штока или сердечника) управляемого с кнопки (коммутатора) в ручную, путём нажатия или автоматически после подачи сигнала от ЭБУ (электронного блока управления).
Для метана существует два типа запорной арматуры (вентиля):
- Механический вентиль (перекрывается баллон в ручную).
- Электромагнитный вентиль, добавлен электромагнитный клапан, но также есть механический вентиль, позволяющий перекрыть баллон в ручную).
5.Коммутатор (кнопка) - электронный модуль управления режимами типа топлива. По простому говоря, переключает режимы газ/бензин в ручную (нажатием) или в режиме авто.
6.Газовый клапан - является обязательной степенью защиты для любого типа оборудования, перекрывает подачу газа от баллона до редуктора. Установлен в подкапотной части автомобиля. Может быть двух видов:
- Встроенный - установлен непосредственно на редукторе.
- Выносной - установлен отдельно от редуктора на газовой магистрали.
Выносной газовый клапан может быть установлен дополнительно к имеющемуся встроенному клапану редуктора. В зависимости от мощности автомобиля и диаметра газовой магистрали устанавливаются различного диаметра (6мм) или (8мм).
6.Редуктор испаритель (Редуктор) - в случае с пропаном LPG, преобразует жидкую фазу газа в парообразную, путём подогрева жидкого газа в редукторе с помощью нагрева внутренней камеры редуктора антифризом (тосолом), тем самым повышая давление газа до рабочего.
В редукторе, установленном на автомобиле с типом газа метан, происходит обратный процесс, понижения давления до рабочего.
В случаях с пропаном или метаном, редуктор подбирается исходя из фактической мощности автомобиля с добавлением 20% (с запасом). Так как производитель редуктора указывает мощность редуктора в пиковые нагрузки. А так же во избежании провалов по мощности при работе на газе.
Аналогично трубкам и клапану, редуктор на вход магистрали бывает 2х диаметров, 6мм или 8мм в зависимости от конкретно выбранного редуктора по мощности.
7.Форсунки (инжекторы) - так же можете услышать ещё название газовая рампа. Форсунки дозируют газ, разница в дозе и скорости подачи дозы. Имеются два типа форсунок:
- плунжерные (штоковые) - аналог ДВС (двигателя внутреннего сгорания), где плунжер это поршень в камере сгорания толкающий дозу газа с определённой скоростью и дозировкой.
- тарельчатые (мембранные) - доза газа подаётся путём сокращения мембраны (движения) с заданой скоростью и дозировкой.
Управляет форсунками ЭБУ (газовый мозг). Дозировка и скорость подачи настраивается в топливной карте ЭБУ.
В зависимости от особенностей автомобиля (труднодоступности камер сгорания), форсунки могут быть в рампах от 1 шт до 4 шт, так же могут соединяться друг с другом в единую рампу. К примеру двигатель с рядной 6кой (рядные 6 цилиндров), можно установить 2 рампы по 3 цилиндра соединив в одну единую рампу на 6 цилиндров.
У некоторых производителей есть форсунки по 1 штуке, позволяющие установить форсунку на каждый цилиндр по отдельности, тем самым сократить длину шлангов и предотвратить потерю времени впрыска газа в цилиндр (они как правило имеют плунжерный тип).
Форсунки вне зависимости от производителя, подбираются аналогично редуктору, с запасом в 20% от фактической мощности автомобиля.
Фактическая мощность автомобиля - это максимальный крутящий момент автомобиля с учетом всех конструктивных и электронных изменений (с учетом прошивки, чип тюнинга и т.д). Правильный расчёт типа подбираемого оборудования сократит издержки на перерасход топлива, сохранит ресурс газового оборудования. Повысит эффективность и мощность работы автомобиля на газе.
7.Электронный Блок Управления (далее ЭБУ), или просто «Мозги» - это головной орган управления газового оборудования. ЭБУ связывает все органы «газовой системы», показывает давление газа, его температуру. Позволяет выявить неисправности газового оборудования или обнаружить утечки газа. Имеет ручной способ управления, а так же автоматический (с заданным алгоритмом работы производителем оборудования). Настройка топливной карты происходит аналогично управлению (ручной способ или автоматический).
Связующими органами для ЭБУ являются:
- МАР датчик (МАП) - датчик давления, разряжения и температуры газа.
- Датчик температуры редуктора - установлен на корпусе редуктора, замеряет температуру корпуса редуктора (подогреваемую охлаждающей жидкостью).
- Датчик уровня топлива (ДУТ) - устанавливается непосредственно на мультиклапан (меняется магнитный манометр на манометр с выходом под проводку из комплекта датчика). Не является точным средством измерения, погрешность в измерениях может достигать до 20% как в плюс к остатку газа так и в минус.
8.Шланги - в ГБО применяются несколько типов и видов шлангов. Различаются шланги по диаметру и принадлежности.
- вакуумный шланг, имеет диаметр 4мм. Разрежение, установлен от МАП датчика до вакуума ДВС.
- впрысковой шланг, имеет диаметр 5мм. Ведущий от форсунок до впускного коллектора.
- газовый шланг, имеет диаметр 10, 11, 12 или 14 мм (в зависимости от производителя и штуцера редуктора а так же фильтра паровой фазы). Данный шланг ведёт от редуктора до рампы форсунок, в разрыв на нем установлен датчик давления и фильтр паровой фазы.
- тосольный шланг, имеет диаметр 10, 12 (метан) и 15 или 16мм, в редких случаях 18мм (Газель к примеру) для пропана.
В целом для монтажа ГБО существуют профессиональные монтажные комплекты, куда входят и шланги и трубки. А также соединители, фитинги, хомуты и остальное. Они аналогично оборудованию, есть под 6мм и 8мм.
Вот в целом и все, старался простым языком, без воды.
Надеюсь данная статья была Вам полезна, помогла сложить пазл устройства ГБО.
Ставьте лайк, подписывайтесь. До скорой встречи, пока-пока.✋